Новости фьючерсов, нефть. Вслед за индийскими рупиями Иран начал принимать в качестве оплаты за нефть китайские юани.
По данным агентства Рейтер, согласно сведениям сотрудника министерства иностранных дел Ирана, Исламская республика согласилась продавать нефть Китаю, принимая в качестве оплаты китайскую национальную валюту – юань. В дальнейшем эти деньги используются для оплаты Ираном товаров, закупаемых в Китае. Ранее сообщалось, что по аналогичной схеме Иран работает и с другим крупнейшим импортером своей нефти, Индией.
Согласно сведениям издания The Financial Times от 7-го мая, Иран и Китай взаимодействуют по такой схеме уже не первый месяц. Возможно, данный факт обсуждался и принимался в разгар введения эмбарго на иранскую нефть со стороны США и Евросоюза. Так Иран мог сделать шаг навстречу основным потребителям своей нефти. Не случайно, ранее и Китай, и Индия отказывались поддаваться на уговоры администрации Барака Обамы и уходить от закупки иранской нефти в пользу альтернативных поставщиков.
The Financial Times также приводит такую точку зрения, что валюта поступает на счета иранских банков через третьи страны, в частности, через банки России, ведь напрямую работать с банками Исламской республики госбанки КНР в угоду или из солидарности с США, отказываются, ввиду ранее утвержденных соответствующих санкций со стороны Вашингтона.
Еще в феврале в СМИ прошли сообщения о том, что Индия расплачивается за сорок пять процентов приобретаемой иранской нефти в своей национальной валюте. Ранее за иранскую нефть Индия перечисляла Ирану доллары и евро (на 80 процентов от суммы оплаты). Расчеты тоже производились через банки третьих стран, в данном случае, турецкий банк Turkiye Halk Bankasi.
Закупающие вместе более трети иранской нефти Китай и Индия до сих пор отказывались сокращать поставки из Ирана в угоду санкциям Европейского союза и США, но после визита в Дели Хиллари Клинтон, Государственного секретаря Соединенных штатов Америки, было сделано заявление о готовности Индии уменьшить объем закупки иранской нефти на двадцать процентов. На данный момент Индия является третьим крупнейшим покупателем иранской нефти после Китая и Японии. На долю Индии приходится свыше тринадцати процентов всего иранского экспорта (по состоянию на 2011-ый год).
Ранее Япония, закупавшая в прошлом году не менее четырнадцати процентов от иранского экспорта нефти, также выразила готовность сократить на пятую часть объемы закупаемого в Иране «черного золота». Крупнейшим же потребителем иранской нефти является Китай, на долю которого приходится более одной пятой части всей продаваемой Тегераном за рубеж нефти, отмечают аналитики MIG BANK.
Индийское правительство заверило Хиллари Клинтон в сокращении поставок нефти из Ирана с 17,5 млн. тонн (за период с марта 2011-го по март 2012-го года) до 14 миллионов тонн в последующие двенадцать месяцев. Отметим, что Индия весьма зависима от импорта нефти – около восьмидесяти процентов необходимой для внутренних потребностей нефти Индия импортирует, и теперь стране придется искать новых поставщиков.
Но придется ли? Некоторые аналитики рынка сомневаются в столь легком отказе крупных потребителей иранской нефти от поставок из Ирана. Во-первых, контракты вполне выгодны, а, во-вторых, и заменить-то негде. Тем более что от эмбарго страдают все. На фоне эскалации напряжения в Персидском заливе, связанного на данный момент, прежде всего с Ираном, нефть в 2012-ом году значительно выросла в цене, что отражается на расходах крупных импортеров «черного золота».
США в этом плане проще, они не импортировали иранскую нефть и от своего же эмбарго напрямую никак не страдают, в отличие от того же Евросоюза, на долю которого ранее приходилось до 18 процентов всего иранского экспорта. А ведь эти объемы теперь, после введения эмбарго, необходимо где-то компенсировать. Более того, эксперты отмечают, что, как и в ситуации с проведением расчетов за иранскую нефть через банки третьих стран, та же Индия может начать закупать иранскую нефть через посредников, что все равно будет выгоднее, чем искать новые рынки поставок.
На 13-е и 14-е мая запланирован очередной раунд переговоров по иранской ядерной программе и Тегеран не без основания рассчитывает на смягчение тональности в вопросе санкций на поставки нефти, своего стратегического экспортного продукта.