Едва ли не главным событием минувшей недели стало непрекращающееся падение стоимости нефти. И теперь ни у кого уже не осталось сомнений, что именно этот фактор в основном и влияет на курс российского рубля. Ну а комментарии представителей ОПЕК добавили в эту и без того не радужную картину еще больше негатива, нежели имелось ранее. Представители организации собрались на встрече в Дубае, где генеральный секретарь картеля Абдулла аль-Бадри во время своего выступления и заявил, что цены на нефть рухнули ниже тех значений, которые несут ответственность за фундаментальные показатели рынка.
Тем не менее подобное заявление не оказало никакого влияния на участников встречи, поскольку так и не поступило ни единого предложения от ее участников собраться и обсудить вопрос возможного сокращения уровня добычи нефти. Сухаиль аль-Мазруи, министр нефтяной промышленности ОАЭ, и вовсе пошел дальше других, заявив, что ОПЕК не будет собираться на внеочередное заседание и снижать объемы добычи, даже если стоимость барреля упадет до 40 долларов США за один баррель.
С одной стороны, позиция, занимаемая ОПЕК, может показаться весьма странной, поскольку всем известно, что бюджеты тех стран, которые входят в картель, основаны из расчета стоимости одного барреля «черного золота» в диапазоне 60-80 долларов США, а в случае его падения до отметки 40 долларов США их экономике придется несладко. Отсюда и возникает вопрос: что же на самом деле мешает странам, входящим в картель, все-таки снизить добычу на несколько миллионов баррелей в сутки и в результате выровнять цены на нефть?
Эксперты предполагают, что ответ на подобный вопрос может быть лишь один: непреодолимое желание практически полностью закрыть доступ на рынок американской сланцевой нефти, угроза появления которой становится все более реальной с каждым днем. Согласно прогнозам МЭА, Америка уже в ближайшее время может потеснить Саудовскую Аравию и другие страны ОПЕК на нефтяном рынке. В связи с этим единственным возможным вариантом развития событий для этого может стать некий «ценовой карантин», из-за которого более высокая в своей себестоимости сланцевая нефть может оказаться неконкурентной.
Аналитики раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» считают нужным напомнить, что, по состоянию на сегодняшний день, стоимость одного барреля сланцевой нефти колеблется в достаточно широком диапазоне: от 50 до 80 долларов США. А в большей части ближневосточных государств, которые входят в ОПЕК, себестоимость добытой классическим способом нефти не превышать 10 долларов США за один баррель.
В связи с этим члены картеля, скорее всего, желают придержать цены на нефть на достаточно низком уровне на протяжении одного-двух лет, в результате чего американские производители сланцевой нефти попросту откажутся выходить на мировой рынок. При этом ОПЕК оставит за собой весь мировой рынок нефти. Самое примечательное то, что сделать такой шаг они могут легко, не нанеся вреда своим экономикам.
Конечно же, никто из членов ОПЕК не собирается в открытую заявлять о подобных планах. Абдулла аль-Бадри во время своего выступления пояснил, что решение картеля не снижать квоты никак не связано с США, равно как и с Ираном и Россией. Однако такое утверждение никто даже не принял во внимание. С одной стороны, получается, что достаточно уважаемая в мире организация отказывается признаваться в том, что направила свои действия против одной конкретной страны. А с другой – на самом деле нет никаких других достойных объяснений решениям, принятым ОПЕК.
Все эти факты порождают вывод о том, что снижение нефтяных цен продолжится, причем не исключено, что и до уровня 40 долларов США за баррель, и даже ниже. Более того, это снижение может затянуться на достаточно продолжительный срок.
Подобные действия ОПЕК являются крайне негативными не только для США, но и для Российской Федерации, на экономику которой и без того оказывается серьезное давление. В настоящее время многие эксперты шутя прогнозируют, что если при стоимости нефти в 60 долларов США за один доллар россиянам придется заплатить 60 рублей, то сколько же им потребуется национальной валюты, если стоимость нефти упадет до 40 долларов США за один баррель? Однако российские эксперты не могут прийти к однозначному прогнозу относительно этого вопроса.
«В среднесрочной перспективе двух–трех лет он будет немного все-таки ослабевать. Цифры трудно назвать», - сказал Алексей Кудрин, бывший министр финансов Российской Федерации. А вот Сергей Дубинин, экс-глава Центробанка, оценивает ситуацию несколько иначе. «Проблема сейчас в психологии: в том, что оценка рынка и оценка населением страны много значит. Люди поверили в неизбежность падения. А все уже обвалилось. Рубль не может падать бесконечно. Сейчас, если у банков и их клиентов не будет свободной рублевой ликвидности, им так или иначе придется продавать валюту. Цена рубля - это цента товаров, выраженная в рублях. Инфляция - это основная оценка валюты. Инфляция сейчас повысилась, но такой катастрофической ситуации, что была 20 лет назад, не видно», - говорит он.