Не существует фундаментальных рыночных факторов для подъема цен на сырье, что тем нее менее наблюдается в последнее время на рынках. В связи с этим эксперты Goldman Sachs полагают, что далее начнется падение цен на нефть. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
«На данном этапе для стабильно высоких цен на нефть нет устойчивых условий, если посмотреть на ситуацию с балансом спроса и предложения», - считают эксперты Goldman Sachs. Они не ожидают наступления такого баланса раньше третьего квартала текущего года. Именно поэтому в краткосрочной перспективе цены могут начать снижение, поскольку существующее сокращение добычи американской нефти не может компенсировать рост производства дешевой иранской нефти.
В чем-то схожая ситуация и с ценными металлами - медью, золотом, серебром, железной рудой. Последний рост цен на них также не обеспечен фундаментальными факторами. В Goldman Sachs при этом признают потенциал, которым обладают цены на сырье для того, чтобы подняться еще, но все-таки существующее ценовое ралли не подкреплено фундаментальными факторами. На сырьевых рынках нет устойчивого дефицита, поэтому восстановление баланса кратковременно. Goldman Sachs прогнозирует к концу этого года снижение цены на железную руду до 35 долларов за тонну. Пока она составляет более 68 долларов за тонну, и за месяц рост составил 30 процентов. Эксперты поясняют, этот рост не может быть устойчивым, поскольку не наблюдается роста спроса на сталь в Китае, который был бы в состоянии уравновесить рост рудной добычи в Бразилии, Австралии и прочих добывающих регионах. Апрельские показатели индекса Thomson Reuters/Core commodity CRB Index по 19 основным видам сырья дошли до максимума с декабря прошлого года. На золото с начала года цены выросли на 17 процентов, на медь — на 16,5 процента, - отмечают аналитики брокера SFX Markets.
Важная роль американских добытчиков.
О восстановлении баланса на сырьевых рынках говорил в пятницу в интервью телеканалу CNBC глава отдела нефтяной промышленности и рынков МЭА Н. Аткинсон. Он считает, что спрос и предложение на рынке нефти могут стать ближе к балансу во второй половине года. Важная роль в этом процессе, по мнению эксперта, принадлежит США. Дело в том, что американская нефтедобывающая отрасль наиболее интересна, потому что это динамичный и испытывающий волатильность сектор, во многом от него зависит возвращение рынка к балансу. В США продолжат сокращать сланцевую добычу в этом году, поэтому стоит ожидать приближения баланса во второй половине года, считает Аткинсон. Но в будущем нельзя исключать восстановления добычи.
Переговоры о заморозке добычи в Дохе провалились, и после это россияне будут выкачивать столько нефти, сколько будет в состоянии поглотить рынок. Рынок остается свободным, поэтому и саудовцы собираются поступать таким же образом, уверен эксперт. Ранее в марте Аткинсон ставил под сомнение заключение соглашения и особенно его эффективность, поскольку из тех, кто собирался на переговоры в Доху, только Саудовская Аравия реально могла еще нарастить добычу. В связи с этим даже разговор о заморозке представлялся ему достаточно бессмысленным. Скорее, это был бы жест рынку о том, что существует уверенность в стабилизации цен. Однако встреча в итоге завершилась ничем. Российский министр энергетики А. Новак рассказал, что перед началом встречи ряд членов ОПЕК, и в том числе Саудовская Аравия, изменили свою позицию и потребовали дополнительных условий. Впрочем, министр не считает, что произошедшее стало неудачей. Был шанс сократить сроки достижения баланса, но не получилось.
Как стало известно несколько позднее завершения переговоров, достижение договоренности было сорвано саудовской позицией. Принц Мохаммед через представителей королевства потребовал присоединения к соглашению Ирана. Иран, как известно, настойчиво отказывался даже обсуждать заморозку, поскольку только приступил к восстановлению прежних объемов производства нефти и не намерен отступать от своих планов. Поэтому Иран и не прислал даже своих представителей на переговоры. А саудовский принц потребовал от своей делегации покинуть встречу, что в итоге не произошло, но стало ясно, что никакого соглашения не будет. Следующей важной встречей нефтедобывающих стран станет плановая встреча членов нефтяного картеля ОПЕК в июне.
Ранее, как известно, вопреки всем ожиданиям, эта организация не шла на сокращение добычи среди своих членов, справедливо полагая, что утраченные позиции будут просто заняты другими добывающими странами. Очевидно, стабилизировать ситуацию должны не нефтяники, договариваясь друг с другом, а сам рынок, когда с него исчезнут нефтяные излишки. При этом стоит учитывать позицию американских добытчиков. На низких ценах им приходится сворачивать относительно дорогую сланцевую добычу, однако, как только цены поднимутся до более приемлемых уровней, скважины, несомненно, расконсервируют и достаточно оперативно.
Также следует отметить, что еще до начала переговоров в Дохе принц Мохаммед заявил о готовности Саудовской Аравии немедленно увеличить добычу более чем на 1 млн. баррелей в сутки. В России также отметили, что могут добывать больше. Замминистра энергетики К. Молодцов заверил, что Россия могла бы в этом году увеличить добычу, потому что располагает такими возможностями. Он заявил, что российские нефтяники могут извлечь дополнительно 540 млн. тонн.