В пятницу и субботу представители стран, входящих в ОПЕК, проводили рабочую встречу, которая должна была закрепить договоренности, достигнутые в конце сентября относительно сокращения дневной добычи нефти в рамках картеля. При этом, как выяснилось, несмотря на все их старания, участники рабочей встречи не рассчитывают восстановление нефтяных цен в конце нынешнего года и в течение следующего. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Никаких конкретных результатов первая рабочая встреча представителей стран ОПЕК не принесла. Как известно, в конце сентября высокие представители стран картеля договорились ограничить суточную добычу в рамках ОПЕК на 750 тысяч баррелей. Но окончательное решение по данному вопросу должно быть согласовано в конце ноября на плановом заседании картеля, а до того в рамках рабочих встреч должны быть согласованы объемы сокращения добычи для каждой страны ОПЕК.
В ходе обсуждения первостепенных вопросов участники сошлись во мнении, что в 2017 году дела в мировой экономике могут пройти лучше, но долговременное снижение цен на нефть привело к негативному влиянию на отраслевые капиталовложения, и так будет продолжаться третий год подряд, что беспрецедентно. Для поиска путей выхода из кризиса, не ожидая роста цен к концу года и весь следующий год, стороны договорились регулярно консультироваться в том режиме, как было вчера.
Вместе с тем присутствовавшие на встрече представители стран, не входящих в картель, пока не дали своего согласия на сокращение добычи и даже на ее заморозку. Ряд стран просто не готовы сокращать производство на предприятиях. Большие надежды возлагаются в частности на Россию. Недавно президент Путин заявил, что его страна готова присоединиться к совместным мерам по ограничению нефтедобычи. Однако вскоре глава «Роснефти» Сечин и министр энергетики Новак фактически дезавуировали обещания главы государства, отметив что Россия не готова сокращать производство.
В этом и заключается основная проблема вокруг сентябрьского решения ОПЕК. Сам по себе картель уже не может гарантировать влияние на рынок, как это было раньше, поскольку многое сейчас зависит от позиции некоторых крупных нефтедобывающих держав, как например Россия, и особенно США. Да и внутри ОПЕК ситуация постоянно меняется. Ранее препятствием общему решению была позиция Ирана, только вернувшегося на рынок нефти. Теперь Иран, кажется, готов присоединиться к общему решению, но стал выражать неготовность Ирак, отметивший, что ему нужны средства для борьбы с ИГИЛ.
Но, пожалуй, главный фактор мирового рынка нефти сейчас это сланцевая добыча, а она наиболее развита в США. Стремительное падение цен всерьез ударило по дорогой добыче сланцевой нефти, но за прошедшие пару лет ситуация несколько изменилась. Расходы на разработку сланцев оптимизируются, однако главное, что любое достижение ОПЕК выше минимального, приводящее к удорожанию нефти, будет означать восстановление сланцевой добычи, а значит, приток новых объемов на рынок.