Объем добычи нефти в Беларуси нельзя назвать значительным. Но от роста стоимости нефти на мировом рынке доходы белорусского бюджета увеличатся. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В Беларуси нефтедобывающая отрасль не отличается значительными объемами производства. Однако от увеличения стоимости нефти на мировом рынке страна получает выгоду в виде дополнительных доходов бюджета. В первую декаду ноября стоимость нефти на энергетическом рынке достигла рекордных с 2015 года отметок.
Аналитический отдел компании Nord FX информирует, что утром 13 ноября нефть марки Brent достигла ценового показателя 63,5 доллара за единицу поставки. Эксперты, с которыми пообщались журналисты, отмечают, что увеличение ценовых показателей нефти не может не радовать белорусские власти. Позитивной новостью подорожание нефти является для Минска, несмотря на то, что собственная добыча «черного золота» в Беларуси составляет всего 1,6 миллиона тонн в год.
Наряду с экспортом калийных удобрений и сельскохозяйственной продукции, реализация в другие страны нефти и нефтепродуктов является важной составляющей доходной части белорусского бюджета. Согласно прогнозам аналитиков агентства Bloomberg, к следующему году нефтяная составляющая белорусского ВВП достигнет показателя 13,9 процента. Для сравнения следует отметить, что в 1993 году на доходы от нефти приходилось 0,5 процента ВВП Беларуси.
Доктор экономических наук Борис Желиба главным выгодоприобретателем сегодняшнего подорожания нефти называет Россию, крупнейшего экспортера этого сырья. На фоне повышения стоимости нефти валютная выручка России увеличится. Во вторую очередь подорожание выгодно Беларуси, на территории которой Мозырьский и Новополоцкий НПЗ занимаются производством нефтепродуктов из российской нефти. По словам профессора, подорожание нефти в какой-то степени является поддержкой для белорусской экономики.
Однако при оценке получаемой Минском дополнительной выгоды следует учитывать сопутствующие обстоятельства. Согласно статистическим данным, в первом полугодии текущего года Беларусь закупала российскую нефть по цене 273 доллара за тонну или на 30,6 процента дороже, чем в прошлом году. В целом за минувшие 2 года российская нефть для белорусских нефтеперерабатывающих заводов подорожала на 238 процентов.
Тем не менее, белорусский экономист Лев Марголин констатирует, что с увеличением стоимости нефти растет прибыль от переработки сырья, поскольку нефтепродукты из Беларуси продаются в основном на Западе. В европейских государствах устанавливаются рыночные цены на нефтепродукты, выгодные для Беларуси. Конкретные цифры, по словам экономиста, можно будет оценить только по итогам года.
Вместе с тем, по мнению экспертов, увеличение нефтяной составляющей в структуре белорусского ВВП оказывает также негативное влияние на государство. Получение нефтяных доходов тормозит развитие экономики, поскольку власти постоянно откладывают реализацию структурных реформ. В дальнейшем для страны промедление и отказ от реформ могут иметь самые негативные последствия.
Рядовым белорусам приходится платить за бензин больше.
Экономический аналитик Леонид Злотников утверждает, что ежегодно для удовлетворения собственных потребностей Беларуси нужно около 6 миллионов тонн нефти. Весь указанный объем, по оценке Льва Марголина, практически полностью используется в производстве бензина для отечественных потребителей. В то же время, по словам экономиста, повышение стоимости нефти отражается на белорусах, в стране в очередной раз подорожал бензин. Более того, после снижения стоимости нефти нет смысла надеяться на то, что бензин подешевеет.
В соответствии с договоренностями с Россией, вся нефть, которая добывается в Беларуси, экспортируется на Запад. В основном белорусская нефть поступает в Германию, Нидерланды и Великобританию. От добычи и реализации энергоносителя на экспорт Минск получает около 1 миллиарда долларов. Для внутренних белорусских нужд применяется российская нефть.
В результате недавнего нефтегазового конфликта Москва сократила объем нефти, поставляемый на белорусские НПЗ. В текущем году вместо привычного объема 24 миллиона тонн заводы получат только 18 миллионов тонн нефти для переработки. Договоренность о ежегодной поставке 24 миллионов тонн вплоть до 2024 года была достигнута при подготовке документов о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
После урегулирования конфликта Россия согласилась поставлять в Беларусь дополнительно 6 миллионов тонн нефти для дальнейшего экспорта в третьи страны. При этом экспортные пошлины остаются в белорусском бюджете, сумма их по итогам текущего года может достигнуть показателя 546 миллионов долларов.
Леонид Злотников подчеркивает, что на прибыль, которая поступала в Беларусь от реализации нефти до 2014 года, когда энергоноситель стоил более 100 долларов за баррель, рассчитывать не следует. Дальнейшие события показали, что нефтеперерабатывающие заводы в Беларуси являются не самыми совершенными. В 2015 году, к примеру, из-за недостаточной глубины переработки сырья предприятия отрасли балансировали на грани убыточности, поэтому для проведения модернизации потребовалось вложение 1 миллиарда долларов.
Несмотря на модернизацию, довести глубину переработки сырья до германского уровня 95 процентов Беларусь не сумела. Экономист также напоминает, что фактором долгосрочного воздействия высокая стоимость нефти не будет. По словам Злотникова, с развитием новых технологий увеличивается добыча сланцевой нефти в США, себестоимость которой снижается. поэтому аналитик убежден, что к концу года цена нефти снизится.