Характеристику процессам, происходящим на рынке энергоносителей, дал Сергей Шелин. Он утверждает, что нефть дорожает из последних сил и сами производители энергоносителя не верят в длительную дороговизну. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что в день подготовки материала баррель нефти Brent торговался за 69 долларов. Такая цена выглядит скромно на фоне уровней, которые энергоноситель достигал в январе. Однако, по сравнению с 56-57 долларами, год назад теперешняя цена выглядит солидной. Тем не менее эксперты пытаются найти объяснение подорожанию и понять, чего ожидать дальше.
Отмечает обозреватель, что если бы картель ОПЕК+ по-настоящему верил в возможность управлять ценой – соглашение представители нефтедобывающих стран могли бы смело продлить навсегда или хотя бы на несколько лет. Привлекательным выглядит сценарий, в котором после подорожания до 70 долларов за баррель цена продолжает расти до благословенных 110 долларов за единицу поставки.
Однако около 10 дней назад в мониторинговом комитете ОПЕК+ обсуждалась перспектива завершения срока действия сделки через 11 месяцев. Представители нефтедобывающих стран не намерены продлевать действие документа. Чтобы не испугать рынок, участники торжественно пообещали действовать предельно аккуратно – без спешки, забегания наперед, с обязательным обсуждением каждого последующего шага.
Вполне вероятно, что именно так участники сделки поступят, но другие варианты также возможны. На сегодняшний день сценарий выхода из пакта главным не является. В первую очередь следует обратить внимание на то, что переход к увеличению показателей нефтедобычи сопровождается снижением цен, но продавцы нефти воспринимают это спокойно и за цену 80 долларов биться не планируют.
Для того чтобы объяснить непонятное на первый взгляд поведение продавцов нефти, нужно ответить на второй из вопросов и определить, насколько радикально подорожала нефть. Шелин напоминает, что год назад, в конце января 2018 года евро стоил 1,07 доллара, баррель нефти Brent – 53 евро. Сейчас стоимость евро составляет 1,24 доллара, единица поставки нефти – 53 евро по нынешнему курсу.
По отношению к большинству валют американский доллар серьезно подешевел, поэтому значительная доля прироста стоимости нефти носит условно-расчетный характер. Количество товаров и услуг, которые можно приобрести на нефтедоллары (если производители не из США) также увеличилось незначительно.
Эра дорогой нефти не вернется.
В любом случае цена нефти выросла, хотя подорожание стало результатом воздействия на ситуацию целого ряда факторов. Крупнейшие нефтеторговцы (Иран, Саудовская Аравия и Ирак) ведут войны, возможна война на Корейском полуострове. Притормаживают нефтедобычу в США и ряде других стран стихийные бедствия, в Венесуэле и Ливии состоялся крах нефтедобычи. Устойчивый рост мировой экономики приводит к увеличению спроса на энергоносители.
С другой стороны, вышеуказанные позитивные моменты не отменили долгоиграющие факторы, работающие против нефтяной дороговизны. Известно, что в 2016 году американская нефтедобыча составляла в среднем 8,8 миллиона баррелей в сутки, в 2017 году показатель увеличился до 9,4 миллиона баррелей и составляет 9,9 миллиона баррелей в конце января 2018 года. Вполне правдоподобным выглядит то, что в среднем за февраль американская нефтедобыча превысит показатель 10 миллионов баррелей. Другие нефтепроизводители, которые не входят в состав картеля ОПЕК, наращивают нефтедобычу.
Рост объемов производства невозможно сравнить с 1,8 миллиона баррелей в сутки, на которые сократилась добыча в рамках пакта ОПЕК+. Очевидно, что картельное соглашение с огромной скоростью теряет смысл. В нынешнем году все ограничения будут перекрыты одним только приростом производства в США. Ответить на угрозы члены картеля и их соратники могут отказом от соглашения (после чего цены пойдут вниз) или самоотверженным ужесточением ограничений.
Главными участниками картеля являются Саудовская Аравия и Россия. В 2017 году саудовцы производили около 10 миллиард баррелей в день и урезали добычу на 0,5 миллиона, россияне производили почти 11 миллионов баррелей в сутки после сокращения на 0,3 процента. При этом почти на 9 процентов увеличился объем добычи и экспорта российского газа. Судя по всему, российские нефтегазодобытчики явно не планируют сокращать производство. Саудиты во время предыдущего эксперимента со снижением добычи потеряли часть рынка и сотни миллиардов прибыли.
Констатирует Шелин, что даже в его теперешнем виде ограничительный пакт России и ОПЕК выдавливает участников соглашения с рынка. За временной промежуток с 2016 года по сегодняшний день показатели экспортной поставки американской нефти увеличились с пренебрежительно малых уровней до объемов Кувейта. Предполагаемый дальнейший рост американской нефтедобычи может вывести экспорт энергоносителей из США в один ряд с показателями Ирана и Ирака.
Весьма сомнительно, что Москва и Эр-Рияд без борьбы согласятся уступить свое место крупнейших экспортеров нефти Вашингтону. При сохранении ограничительного пакта такой результат произойдет приблизительно через год. Мелкие, средние и крупные продавцы нефти вряд ли пожелают продолжить и ускорить собственный уход из мирового рынка.
Достойным противовесом факторам, которые работают против дорогой нефти, могут стать только большие войны и катастрофы или стремительное ускорение роста мировой экономики. В первом случае сценарий не обещает ничего приятного ни для кого, второе возможно лишь в краткосрочной перспективе, но в среднесрочной вызывает сильные сомнения. Как и прежде, возвращение эпохи сверхдорогой нефти остается иллюзией или знаком беды.