Профильные аналитики с интересом рассматривают подписанный белорусским президентом закон о цифровой экономике. По мнению экспертов, для россиян Беларусь может стать привлекательным криптовалютным офшором. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В декабре прошлого года белорусский президент Александр Лукашенко подписал декрет №8 «О развитии цифровой экономики». После этого Беларусь оказалась единственным в мире государством, которое полностью ввело в правовое поле множество современных технологий. В ближайшем будущем в рамках закона в Беларуси будут функционировать беспилотные автомобили, смарт-контракты и криптовалюты. Документ должен вступить в силу в конце марта, сейчас Нацбанк, Минфин и другие ведомства приводят нормативно-правовую базу Беларуси в соответствие с революционным декретом. Оправившись от первого шока, специалисты начинают внимательно изучать документ и задавать неудобные вопросы.
Первая претензия заключается в том, что с апреля по декабрь новый документ готовился в глубокой тайне, лишь некоторые намеки просачивались в информационное пространство. На сегодняшний день, к примеру, не известен состав группы разработчиков документа, но легко можно узнать, кто в скором времени станет еще более богатым человеком. Ключевым элементом документа является закрепление концентрации белорусского IT-бизнеса в «Парке высоких технологий» (ПВТ), своеобразном «безналоговом заповеднике» для айтишников, который создан в 2006 году.
В Беларуси ПВТ является первым и пока единственным успешным проектом в сфере партнерства государства и бизнеса. Предоставление огромных налоговых льгот программистам 10 лет назад действительно стимулировало рынок и способствовало выходу IT-компаний из теневого сектора. Также это решение помогло остановить миграцию специалистов. На сегодняшний день средняя заработная плата айтишников в Беларуси превышает 2000 долларов, что в 9 раз больше, чем средняя зарплата по государству.
Эксперты из международной аудиторской компании Ernst & Young отмечают, что именно создание ПВТ выступает главным драйвером продвижения IT-инноваций в Беларуси, что необходимо для экономического роста, снижения зависимости государства от природных ресурсов и повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. По мнению аналитиков, благодаря льготам для компаний IT-отрасли экспорт компьютерных услуг из страны в 2016 году составил 956,8 миллиона долларов, за 10 лет он увеличился в 30 раз. По динамике роста в экономике Беларуси эта отрасль лидирует.
Вместе с тем, существование ПВТ как своеобразного IT-оазиса под контролем государства создает проблемы само по себе. Вступление в ПВТ для предпринимателей значит, что их бизнес государство сможет в любой момент в деталях изучить. К примеру, продуктовая компания обязана предоставлять подробную информацию о проектах и заказчиках, аутсорсинговые предприятия рассказывают как минимум о трех проектах, что нередко вызывает недовольство инвесторов и зарубежных партнеров.
Подписанный недавно президентом документ делает невыгодным бизнес за рамками ПВТ. Если компания не является резидентом ПВТ, то один сотрудник обойдется работодателю дороже, чем во всех соседних странах. Внутри самого ПВТ большие компании действительно получают выгодные условия работы, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе, стартапы нередко «выпадают». Дело в том, что на начальном этапе стартапы больше тратят, чем зарабатывают, а ПВТ в первую очередь должен приносить государству пользу. Кроме того, за время юридического оформления резидентов в ПВТ актуальные технологии часто успевает устареть.
Руководитель рабочей группы, которая создала биржу для криптовалют и сейчас пытается легализоваться в рамках ПВТ, по имени Вадим рассказал, что после вступления в силу декрета богатые айтишники станут еще богаче, а посторонних в ПВТ просто не допустят. По его словам, неофициально группе разработчиков сообщили, что в первый год в ПВТ допустят только 2-3 криптовалютные биржи, от «своих» компаний. Тем временем в очереди со своими заявками стоят не менее 20 подобных проектов.
Рядом с Россией создается офшор.
По информации Европола, ежегодно правонарушители с помощью криптовалют отмывают приблизительно 5,5 миллиарда долларов. По мнению профильных специалистов, в будущем процент преступных доходов, легализация которых будет происходить с помощью виртуальных денежных единиц, увеличится. Новое белорусское законодательство полностью выводит из-под налогообложения криптовалютную сферу на ближайшие 5 лет и на неопределенный срок освобождает от валютного регулирования, «антиотмывочных законов» и других механизмов контроля.
Организованная деятельность юридических лиц в этой сфере в случае привязки ее к ПВТ (или к посредникам из числа резидентов) позволяет физическим лицам самостоятельно добывать криптовалюты, покупать и продавать токены в любых масштабах. При этом доходы от операций не должны декларироваться, налоги также платить и нужно. По сути, в Беларуси создается криптовалютный региональный, европейский или мирового масштаба офшор.
В Беларуси и России многие считают, что суть декрета №8 заключается не в продлении льгот и расширении ПВТ, а в создании офшора, где будут почти бесконтрольно легально обращаться криптовалюты с возможностью их обмена на реальные деньги. Соответственно, главными бенефициарами декрета являются вовсе не айтишники, а финансисты, работающие на стыке традиционных финансов и криптовалют.
По мнению обозревателей из «Белорусского журнала», именно финансисты пролоббировали принятие той части декрета, которая связана с криптовалютами. При этом главные выгодоприобретатели прикрывались стремлением превратить Беларусь в центр компетенций в направлении блокчейна. Чрезмерный успех криптоофшора, сопровождаемый социальными издержками (появление большого количества «обманутых вкладчиков») или ущербом для международных финансов, может обернуться усилением западных санкций против Беларуси и ужесточением режима перемещения денег и людей со стороны Москвы.