Вы согласитесь с утверждением, что компьютерные игры – предки современных криптовалют? Большинство скажет, что это полная чушь: где технология блокчейна, а где видеоэффекты. Однако не спешите с выводами. Давайте рассмотрим ситуацию на реальном примере.
Игра World of Warcraft (WoW) – это одна из самых удачных разработок среди современных видеоигр, в которую с большим успехом играют с 2004 года. Особую привлекательность WoW придает ее экономическая составляющая – виртуальное золото. «Желтый дьявол» игры настолько завлекает, что в реале даже появился черный рынок, на котором компьютерное Au продают за настоящие фиатные деньги. На пике популярности этой видеоигры (более 10 млн. активных игроков ежемесячно в 2007-2012 гг.) виртуальное золото, которое, в частности, майнили китайские зеки, нелегально продавали на официальных биржах, хотя это и было запрещено правилами игры. И только в 2015 году этот рынок легализовался благодаря Blizzard, выбросившую на рынок WoW Token, которые можно было официально менять на живые деньги.
Успех WoW Token стимулировал разработчиков и других видеоигр обратить внимание на блокчейн и ввести криптовалюты. В первую очередь цифровыми монетами заинтересовались игорные заведения, работающие в режиме онлайн. Так и появилось первое биткойн-казино. Вложенные в инновационные технологии очень быстро окупались, что способствовало быстрому распространению цифровых валют в гейминге – правда, в своем большинстве это не настоящие криптовалюты, а их аналоги. Пиком популярности мобильных игр в наши дни и той же соцсети Facebook является игра Candy Crush Safa. Наверное, каждый второй пассажир в метрополитене Москвы играет в нее на эскалаторе и во время поездки. Популярность Candy подтолкнула разработчика MyDream Interactive создать ее улучшенный клон – игру AllMine, в которой геймер оперирует специальной внутриигровой цифровой валютой Jewelz. Ее можно не только использовать для покупки игровых трофеев или артефактов, но и вывести в реал в виде привычных денег. Это, безусловно, новый уровень в использовании криптовалют в индустрии гейминга.
Сегодня глобальный рынок компьютерных игр эксперты оценивают более чем в 80 млрд. долларов, из которых около половины приходится на мобильные видеоигры. Всего 2 игры из «сериала» Candy Crush ежедневно генерируют порядка 4 млн. долларов только на операционной системе iOS!
Настоящим прорывом в использовании виртуальных монет в компьютерных играх стало предложение от разработчиков freemium (бизнес-модель, заключающаяся в бесплатной игре, но с возможностью покупок ускорителей, усилителей и прочих полезных для геймера опций в специальном приложении к игре), включая то, что в игровые автоматы играть бесплатно можно запросто. Геймеры со стажем прекрасно помнят "одноруких бандитов", которых можно было найти на каждом шагу больших городов.
Надзорные органы обратили внимание, что среди так называемых бесплатных игр, предлагаемых, например, Google и Apple, есть немало видеоразвлечений, которые приносят разработчикам больше дохода, чем платные игры! Их обязали ввести специальную маркировку для таких бесплатно-платных игр.
Избежать пристального контроля регуляторов помогают криптовалюты, используемые в играх. Разработчики AllMine пошли дальше: они разрабатывают новую «монету» Jewelz Diamond, которая обещает стать первой в истории многоуровневой цифровой валютой, которую без дополнительных ресурсов можно будет добывать прямо во время игры.