С нашей точки зрения, говорить о положительном влиянии уличных хулиганов, и тем более революций на экономику, вряд ли возможно. Экономика любит низкие политические риски, четкие правила игры и сильную, авторитетную власть. Наиболее показательный пример есть Чили и Пиночет. Или опыт Китая, подавив волнения на площади Тяньаньмэнь в 1989, Китай обеспечил себе политическую стабильность и совершил экономический рывок.
А вот примеров отрицательного влияния уличных протестов на экономику хоть отбавляй. Достаточно вспомнить оппозиционные митинги в России в конце 2011 и начале 2012 года. Тогда российские акции рухнули, были заморожены многие частные проекты в области прямых инвестиций, резко ускорилось бегство капитала.
В принципе, это заблуждение, что демократия как-то связана с эффективной и растущей экономикой, отмечают многие эксперты Форекс рынка. Наоборот, излишняя гражданская и политическая активность часто идет экономике во вред.
От свары только одна польза, у инвесторов есть шансы купить несправедливо подешевевшие валюту и ценные бумаги.
На сегодня, 5 июля 2013, имеются данные, что экономика Египта растет на 2.2%, хотя, конечно, уровень безработицы в 13% достаточно высок. Египет сильно зависит от иностранных туристов. И постоянная внутренняя свара, однозначно, не делает данную страну более привлекательной для иностранного туризма. Возможно, воцарение хунты будет означать снижение политических рисков, что хорошо для экономики. Однако, поживем – увидим. Есть точка зрения, что теперь Египет станет центром борьбы против законного правительства Сирии, а значит, страна рискует быть вовлеченной в серьезный военный конфликт.
Экономика Турции растет на 3%, уровень безработицы в 9% достаточно комфортен. Действующий турецкий премьер добился серьезных успехов, превратив Турцию в региональную державу. При этом проявил политическую волю, не поддавшись давлению. Вместе с тем, у Турции также существуют серьезные политические риски – конфликт с Сирией и риски военного переворота. Военные в Турции - серьезная сила. При этом, Турция, конечно, никогда не вступит в Евросоюз. Вопрос армянского геноцида 1915 года для Турции принципиален. Однако, с точки зрения экономики, в этом нет ничего плохого. Экономика Европы на спаде, и, вероятно, будет только ухудшаться.
Вместе с тем, обострение политической ситуации и безвластие и в Турции, и в Египте, однозначно, приведет к экономическому спаду, росту инфляции и падению национальной валюты.
Александр Разуваев, директор аналитического департамента Альпари для портала «Биржевой лидер»