С банка снимут, похоже, санкции в оперативном порядке, однако могут выдвинуть требования про дополнительную капитализацию. Об этом сообщает Вита Филонич в «UBR». Продажная цена, которую имеет украинская «дочка» Сбербанка России по результатам только что заявленной сделки, может подвергаться существенным колебаниям?
И диапазон колебаний, согласно прогнозу директора в аналитическом департаменте ИК Capital Concorde Александра Паращия, достаточно велик. Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» считают, что цена продажи способна колебаться от 100 млн. до 170 млн. долларов.
Как известно, пресс-службой Norvik Bankа сделано сообщение про то, что финучреждение покупается консорциумом. В него войдет и Саид Гуцериев – сын одного из крупнейших российских бизнесменов Михаила Гуцериева. Семейство Гуцериевых владеет, в частности, Бинбанком, «Русским углем», «РуссНефтью» и иными предприятиями.
Консорциум, кроме Саида Гуцериева, составят Norvik Bankа из Латвии, принадлежащий Григорию Гусельникову, и белорусская частная компания. Ее название не разглашается.
Паращий выделяет пару факторов, формирующих цену для Сбербанка. Это как текущая капитализация банка, так и увеличение капиталов этого финансового учреждения в 2016 году. Требовалось это Нацбанком Украины. Эксперт предположил, что могла цена крутиться вокруг капиталов. Логично, если бы колебалась она между объемом капиталов и внесенными в банк средствами.
Александр считает также, что санкции, примененные к банкам с российским государственным капиталом с 23 марта, могут повлечь за собой применение к сделке дисконта в размере не менее десяти процентов. На практике он, дескать, может оказаться намного большим.
Паращий поставил себя на место покупателя. Последний, мол, видит, что у продавца «горит» продажа и возможно спокойно и полцены просить, учитывая даже хорошее состояние банка. Поскольку в собственном релизе Сбербанком в Украине сделан акцент на срочной банковской продаже, то объем дисконта мог оказаться весьма значительным – продать могли за 100 млн. долларов и меньше даже.
Экспертный аналитик не исключает понижения цены на переговорах даже в раза четыре. Продажа ведь не совсем внезапно произошла, так как переговоры давно велись. И как указывается российскими СМИ, для того или иного потенциального покупателя оценивался в Украине банк в $450-$680 млн. Поэтому неудивительно, что с такой оценкой не могли сойтись ранее с покупателями.
Поскольку присутствие в Украине Сбербанка расценивалось всегда как политико-экономическое, а не чисто финансовое, то и отношение неоднозначно у рынка к продаже подобного актива. Реальная ли это сделка или фиксирует только юридически смену собственников – нет ответов. Не проясняет даже ситуацию наличие в рядах заявленных членов консорциума реальной банковской структуры с латвийской юрисдикцией – Norvik Bankа.
Этот банк есть миноритарный лишь участник предполагаемой финансовой сделки. А главным участником и мажоритарным акционером консорциума есть британский гражданин и принадлежащая ему белорусская фирма.
Правда, все же Паращий думает, что новыми акционерами будет пройдена проверка со стороны украинских государственных органов.
Потенциального собственника Саида Гуцериева пока воспринимают как непонятное лицо. Однако наличие у него британского гражданства снимает, похоже, вопросы к нему. Поэтому формальные причины для отказа со стороны Нацбанка Украины к сделке отсутствуют. Возможны только вопросы к источнику и чистоте происхождения денежных средств. Если чистоту сделки докажут, то проблем не возникнет с ее согласованием.
Не предвидятся вопросы и к латвийскому Norvik Bankа. Наличие юрисдикции европейской должно быть расценено как заметный плюс конечному бенефициару – покупателям Сбербанка.
Проверка чистоты процесса происхождения денежных средств займет у НБУ максимум один месяц. Оценка состояния финансов банка новым покупателем не требуется, так как НБУ провел в конце прошлого года детальные оценки всяких банков с участием российского капитала. Так что к июлю 2017 года может сделка завершиться.
По завершению сделки и официальных «представлений» новых собственников украинская «дочка» Сбербанка избавится быстро от санкций.
По мнению советника при председателе Ассоциации банков Украины Алексея Куща, не факт, что для снятия санкций понадобится повторно заседание Совета нацбезопасности и обороны, поскольку это может делать и Нацбанк.
Произойдет разблокирование деятельности банка раньше, ведь уже с появлением информации про сделку по продаже у его отделений станут разбирать баррикады. Это, похоже, явится свидетельством определенных договоренностей с властями.
Ближайшая задача, стоящая перед новыми владельцами банка, – это работа с его вкладчиками. Надо, чтобы не снимали они деньги со своих счетов. Что касается акционеров, то придется им доказывать собственную состоятельность. Необходимо будет, конечно, общаться тесно и с заемщиками, чтобы не стали те хуже погашать кредиты.
Возможно, со слов Куща, Национальный банк подпишет дополнительный план по докапитализации с новым владельцем, однако это вовсе не факт. Хотя для получения согласований с Нацбанком европейская юрисдикция является очень важным и влиятельным моментом.
Чем обернется для украинцев продажа украинской «дочки» Сбербанка России?
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.