Российский Центробанк принял решение понизить ключевую ставку на 0,5 процентных пункта - до 10 процентов годовых. Это решение целиком соответствовало ожиданиям рынка. Но регулятор также посвятил в планы, согласно которым он собирается поддерживать этот уровень ставки до конца года им пойдет на понижение, возможно, не раньше I–II квартала следующего года. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Согласно сообщению сайта «Банка России», совет директоров регулятора принял сегодня решение о понижении ключевой ставки с 10,5 до 10 процентов годовых. Поясняя решение, ЦБ указал, что тому способствовало замедление инфляции согласно прогнозам и снижение инфляционных ожиданий при неустойчивой экономической активности.
Также в комментарии регулятора отмечается, что закрепление тенденции к устойчивому снижению инфляции создает возможность поддержания нынешнего уровня ключевой ставки до конца года и возможность снижения ее в первом-втором квартале следующего года. С учетом сегодняшнего решения и при сохранении умеренно жесткой денежно-кредитной политики темп прироста потребительских цен за год составит примерно 4,5 процента в сентябре следующего года, а к его завершению снизится до целевого уровня в 4 процента. Дальнейшее решение о ключевой ставке в ближайшие месяцы ЦБ будет принимать с учетом оценки инфляционных рисков и соответствия динамики экономики и инфляции базовому прогнозу.
Сохранение ключевой ставки на достаточно продолжительный период, как отмечают в ЦБ, сформирует денежно-кредитные условия для закрепления тенденции к дальнейшему замедлению инфляции с учетом ограниченного спроса. Снижению темпов роста потребительских цен способствовать будут также стабилизация национальной валюты и ожидаемый хороший урожай. Это создаст условия для понижения инфляционных ожиданий. Решение по понижению ставки обусловлено необходимостью поддержания реальных процентных ставок на уровне, обеспечивающем спрос на кредит, но и не приводящем к росту инфляционного давления, а также сохранит стимулы к сбережениям.
Вместе с тем регулятор отметил неустойчивую производственную активность. Это вынудило ЦБ скорректировать прогноз по росту ВВП в следующем году до менее 1% (ранее прогнозировалось 1,1–1,4 процента). Во втором полугодии этого года ожидается положительный квартальный прирост ВВП, но в 2017 году темпы прироста экономики будут невысокими. Такой прогноз основан на консервативных предпосылках относительно темпов роста мировой экономики, средней цены на нефть около 40 долларов за баррель в год и сохранении структурных ограничений развития экономики РФ.
В этом году ЦБ понизил ставку во второй раз. Ранее это произошло в июне, и также на 0,5 п. п. На заседании 29 июля регулятор оставил ставку без изменений, оценив динамику инфляции как удовлетворительную и отметив оживление экономической активности, чему способствовала умеренно жесткая денежно-кредитная политика.
Сегодняшнее решение ЦБ ожидалось рынком. Так, согласно опросу РБК, 19 из 22 аналитиков ожидали снижение ставки до 10 процентов, чему способствовали макроэкономические факторы. Росстат отметил в сентябре нулевые темпы инфляции, потребительские цены не растут третью неделю подряд, тогда как в начале августа было отмечено их снижение. С начала года до 12 сентября цены выросли на 3,9 процента. По консенсус-прогнозу РБК, до конца года ставка может быть установлена на уровне 9,5 процента. При этом аналитики UBS и Citi допустили сокращение ставки и до 9 процентов.
Говоря о причинах неспешного снижения ставки, эксперты упоминают инфляционные риски, которым ЦБ пытается противостоять. В начале месяца глава ЦБ Э. Набиуллина заявила, что регулятор ожидает в ближайшие месяцы в банковском секторе структурный профицит ликвидности, что подстегнет к росту рисковые сегменты кредитования. В связи с этим, по ее словам, ЦБ беспокоит риск быстрого роста необеспеченного потребительского кредитования, это может замедлить процесс снижения инфляции. В этом случае ставка ЦБ на снижение инфляции благодаря умеренному спросу на товары и услуги может не оправдаться. Излишне быстрые темпы роста потребительского кредитования могут создать риски для финансовой стабильности, при которой происходит «надувание пузыря» с активным ростом закредитованности населения. Этого сценария удалось избежать в 2012–2013 годах, и сейчас такой сценарий не будет допущен, заверила Набиуллина, добавив, что такой вид кредитования должен расти темпами, соразмерными темпам роста доходов.
Ранее регулятор сообщал о сохранении рисков того, что инфляция не достигнет целевого уровня в 4 процента в следующем году из-за инерции инфляционных ожиданий и существующей неопределенности в мерах бюджетной консолидации. Обозначившаяся тенденция к росту заработной платы вместе со снижением депозитных ставок могут привести к ослаблению стимулирования домашних хозяйств к сбережениям. Для сокращения этих рисков необходимо поддержание ЦБ процентных ставок на стимулирующем сбережения уровне.
Дальнейшему снижению ставки могут препятствовать неопределенность в динамике изменения нефтяных цен, а также в бюджетной политике российского правительства в преддверии президентских выборов 2018 года, а еще высокие темпы роста зарплат в экономике, приближение конца 2017 года, когда ЦБ хочет получить инфляцию на уровне 4 процентов, но одноразовая выплата 5 тысяч рублей пенсионерам и индексация пенсий дают предпосылки для усиления давления инфляции во 2-м квартале 2017 года.