После введения международных санкций возросла зависимость российских банков от крупных компаний. Отрезанные от финансирования за рубежом российские компании вынужденно брали займы и размещали средства на счетах отечественных банков. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
Аналитики агентства Standard & Poors констатируют, что российские банки после введения международных ограничительных мер оказались полностью зависимыми от российских крупных компаний. Большие российские компании, которые лишились возможности доступа к мировому рынку капитала, вынужденно брали кредиты и размещали средства на счетах в банках России. По оценке экспертов агентства, постепенно концентрация банковского сектора достигла опасных уровней и создает перекрестные риски для банковской системы и экономики в целом.
Наличие тесной взаимосвязи между банками и компаниями может привести к неприятным последствиям. При возникновении финансовых трудностей у крупных российских компаний неизбежны сложности в банковской системе. Некоторые российские банки могут повторить судьбу банка «Открытие», о санации которого Центробанк объявил в конце августа. Одной из проблем, которые привели к банкротству банка, стало изъятие денежных средств из финансового учреждения несколькими крупными клиентами, что «во многом спровоцировало панические настроения».
Еще одним риском эксперты называют трудности в самих банках. В случае возникновения проблем в каком-либо из крупных банков своих средств может лишиться значительное число корпораций. Кроме того, в таком случае неизбежно «сокращение базы инвесторов». Это значит, что у компаний будет меньше потенциальных источников для привлечения финансирования.
Внутри замкнутой системы возрастает риск.
В агентстве утверждают, что дефолт одного из заемщиков может иметь существенные последствия для всей системы. Небольшие и средние банки оказались в самом сложном положении, уязвимость их наиболее значительная. По оценкам экспертов, в дальнейшем небольшие и средние банки продолжат банкротиться. В случае дальнейшего расширения санкций риски для российской экономики возрастут.
В августе текущего года, как известно, американский президент Трамп подписал новый закон о санкциях, позволяющий серьезно расширить ограничительные меры. Аналитики Standard & Poors последствия введения санкций иллюстрируют на примере «Роснефти». Они напоминают, что в 2013 году более 75 процентов задолженности компании приходилось на разного рода облигации и кредиты, полученные в других странах. В середине 2017 года компания использует источники финансирования внутри страны, включая валютные кредиты от российских банков. Кроме того, увеличивается зависимость «Роснефти» от нетрадиционных форм кредитования, среди которых авансовые платежи.
Для оценки рисков, существующих в банковской системе, эксперты рассматривают один из показателей концентрации кредитования. Речь идет о соотношении объема кредитов, выданных 20 крупнейшим заемщикам, и собственного капитала банка. В России этот показатель равен 226 процентов. Для сравнения следует отметить, что в Испании, которая недавно пострадала от банковского кризиса, соотношение составляет 128 процентов. С увеличением этого показателя возрастает зависимость банков от кредитоспособности своих заемщиков.
Главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова считает, что теперешняя ситуация содержит в себе опасность в большей степени для банков, а не для компаний. Фактически из-за введенных санкций российские банки вынуждены работать с более узким кругом заемщиков. Экономист объясняет, что когда у компании возникают финансовые трудности, она может создать промежуточные компании, на которые оформляются кредиты. В любом случае для банков проблема заключается в недостаточной прозрачности сектора и заемщиков. Орлова подчеркивает, что ответственность может потеряться, если цепочка длинная.
Кроме того, аналитики S&P отмечают, что после введения санкций многие российские компании перевели свои средства в отечественные банки. К примеру, в конце сентябре текущего года «Газпром» около 60 процентов своих денежных средств держал в «Газпромбанке». На компанию приходится приблизительно 20 процентов средств клиентов банка. Конкретно в указанной ситуации аналитики проблем не видят из-за высокого рейтинга «Газпрома».
Экономисты утверждают, что аналогичная ситуация сложилось в ряде других российских банков. У Сбербанка и ВТБ есть внушительная база розничных клиентов и разные источники финансирования, чем не могут похвастаться менее крупные банки. Для небольших банков зависимость может быть довольно ощутимой. Также в S&P допускают, что настоящее положение дел отчетность банков может не отражать. С помощью различных уловок банки могут занижать отчетность, в том числе по объемам кредитов, выданных крупнейшим российским компаниям.
По прогнозам аналитиков агентства, банкротство небольших и средних банков в России будет продолжаться. В дальнейшем это приведет к потерям среди вкладчиков. По оценкам агентства, с 2008 года в результате банкротства компании потеряли 100-250 миллиардов рублей (1,7-4,26 миллиарда долларов). При этом крупные государственные банки остаются в довольно стабильном положении.
В будущем из-за расширения ограничительных мер для российской экономики риск увеличится. По мнению экспертов, российские источники фондирования могут оказаться недостаточными для поддержки роста бизнеса банков из-за своей ограниченности, недостаточного развития и высокой волатильности. Аналитики сомневаются в способности крупнейших российских банков «обеспечить адекватное финансирование экономики» в долгосрочной перспективе.