Проводимое уже в течение нескольких оздоровление российской банковской системы не только не улучшило, а ухудшило финансовые результаты сектора, считают эксперты Института Гайдара. Независимая газета собрала мнения экспертов о нынешнем состоянии банковского сектора РФ.
В этом году исполняется 5 лет, как Центробанк РФ под руководством Эльвиры Набиуллиной, возглавившей его в 2013 году, начал зачистку российской банковской системы. За этот период регулятор отозвал почти 400 банковских лицензий, почти вдвое сократив количество банков в стране – с 956 в середине 2013 года до 567 в конце 2017 года.
Спад совокупной прибыли в секторе.
Но даже у тех банков, которые выжили после столь тщательной прополки и вроде бы стали полностью соответствовать требованиям регулятора, обнаружились серьезные проблемы, отметили специалисты Института Гайдара. Это хорошо видно по итогам второго полугодия 2017 года. Тогда Банк России разработал и стал внедрять новый механизм финансового оздоровления банков при участии фонда консолидации банковского сектора под руководством регулятора. Одним из преимуществ нового механизма называлось повышение эффективности процедуры санации банков. Но пример с «ФК Открытие», Бинбанком и Промсвязьбанком продемонстрировал, насколько могут быть глубокими проблемы у финучреждений, которые якобы соответствовали всем требованиям регулятора.
Специалисты Центра развития Высшей школы экономики согласны с такой точкой зрения: санация двух системно значимых банков («Открытие» и ПСБ) и одного просто значимого Бинбанка «наводит на вполне естественную мысль о системности проблемы». В результате санации крупнейших банков резко ухудшились результаты всего банковского сектора РФ: восходящая динамика совокупной прибыли, существовавшая до осени прошлого года, обрушилась из-за необходимости формировать дополнительные резервы в значительных объемах. Так, по данным ЦБ, если в 2016 году совокупная прибыль банковского сектора РФ составила 930 млрд. руб. (это почти в 5 раз больше аналогичного показателя 2015 года), то по итогам 2017 года она упала на 15 процентов – до 790 млрд. рублей.
Отказ кредитовать реальный сектор экономики.
Но падение банковской прибыли – лишь ягодки. Значительно более негативное влияние на экономику оказало нежелание банков кредитовать предприятия реального сектора – темпы прироста корпоративного кредитования в прошлом году составили незначительные примерно 3 процента, причем резко сокращалось кредитование в валюте и росло в рублях. По данным Центробанка, объем кредитов нефинансовым организациям в номинальном выражении увеличился только на 0,2 процента – до 30,2 трлн. рублей. А корпоративное кредитование, как отметили эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), переживало стагнацию из-за слишком высокого для них уровня процентных ставок, которые превышали уровень рентабельности потенциальных заемщиков.
Неприемлемая ключевая ставка.
Также эксперты ЦМАКП отметили, что уровень реальной ключевой ставки (с учетом инфляции), установленный Центробанком, по-прежнему превышает отметку в 5 процентов годовых, а это «рекорд жесткости процентной политики среди средних и крупных экономик, не находящихся в состоянии кризиса». Эта тенденция продолжилась и в 2018 году: на прошлой неделе Банк России снизил ключевую ставку на 25 пунктов – с 7,75 до 7,5 процента, но инфляция в январе составила 2,2 процента. Остается надеяться, что, как обещает руководство регулятора, что вскоре его «умеренно жесткая» денежно-кредитная политика сменится на «нейтральную».
Огосударствление банковской системы.
Еще один негативный результат зачистки банковской системы – переток активов из малых банков в крупнейшие, входящие в ТОП-30, отметил директор Института актуальной экономики Никита Исаев. В итоге региональные банки «достаточно быстро теряют свои позиции и ухудшают финансовые показатели». Идет процесс огосударствления банковского сектора, указал аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко: «Все большая доля рынка концентрируется в руках государственных или близких к государственным структурам банках, которые санируют коммерческие банки, получают их клиентские базы и офисы, льготное финансирование, а также “зарабатывают” на санации». А это ведет к накоплению системных рисков в банковском секторе. Сегодня у Центробанка еще есть возможность заливать их бюджетными средствами, не давая упасть банкам, которые «слишком большие, чтобы упасть», но ведь может наступить момент, когда денег для такого спасения уже не останется, предупредил эксперт. Негатива ситуации добавляет нежелание крупнейших банков предоставлять займы реальному сектору экономики, в первую очередь среднему и малому бизнесу. Яковенко считает, что ситуация вряд ли изменится, пока Центробанк будет «стерилизовать» денежную массу, отнимая лицензии у коммерческих кредитно-финансовых учреждений, пока ключевая ставка не снизится до 5-6 процентов, что даст сигнал о наличии денег в экономике и возможности получить дешевый кредит. Кроме того, подчеркнул эксперт, нужны еще и соответствующие действия со стороны властей, так как «административное и фискальное давление на производство … никуда не делось, а в кризис стало еще более жестким».
Зачистка банковской системы РФ лишь ухудшила финансовые результаты сектора
Автор: Александр Дынниченко
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.