Россия и США помирились? Нет, они стоят на пороге не новой "перезагрузки", а открытой фазы конфликта, утверждают скептики, среди которых практически все американские политики и журналисты.
Что повлечет за собой российское предложение по урегулированию сирийского кризиса, почему американцы так не хотят мирного решения и каковы перспективы российско-американских отношений, разбирались аналитики отдела "Новости США" и "Новости России" интернет-журнала "Биржевой лидер".
Что предложили россияне и что ответили американцы?
Для широкой аудитории сделанное на саммите G20 предложение Владимира Путина в адрес США отказаться от удара по Сирии в обмен на присоединение последней к Конвенции по отказу от химического оружия и передачу сирийского арсенала химвооружений под контроль ООН прозвучало совершенной неожиданностью. В самом деле:
- США не скрывали своего раздражения из-за предоставления Россией политического убежища Сноудену;
- за месяц до саммита Обама заявил, что встречи с Путиным на саммите не будет;
- Белый дом официально заявлял, что двусторонние отношения с Россией регрессируют, а "перезагрузка" наткнулась на стену (большинство американских чиновников и конгрессменов ее"похоронили").
Все это никак не назовешь подготовкой к "новому уровню сотрудничества". Однако предложение российского президента именно таким уровнем и можно считать. Ведь это предложение, ни много ни мало, не только снижает угрозу новой мировой войны, но (что парадоксальным образом важнее для дипломатии) дает Бараку Обаме возможность выйти из того политического угла, в который он сам себя загнал откровенно беспомощным поведением в отношении удара по Сирии (колебания и нерешительность американского президента в определенный момент лишили его и внешних, и внутренних союзников).
Именно так расценивают предложение Путина многие американские эксперты – конгрессмены, сенаторы, политологи. Небезызвестный Джон Маккейн и вовсе обвинил Россию и США в "перетягивании каната", в совместных попытках замаскировать "слабость" президента Обамы в сирийском вопросе.
Однако, несмотря на внешний антураж, российское предложение вовсе не обязательно является спонтанным. Еще 9 сентября госсектретарь США Керри заявил, что добровольная передача сирийских запасов химического оружия под контроль мирового сообщества предотвратила бы военную операцию. Правда, тут же съехидничал: мол, Асад этого никогда не сделает.
Однако Дамаск моментально согласился на соответствующее предложение российской стороны, которое выглядело не иначе, как ловля американца на слове. То, чем Керри рассчитывал риторически уязвить сирийского диктатора, в мире высокой политической дипломатии оказалось неожиданностью только для США.
А может быть, и для них не оказалось. Израильская пресса еще в начале сентября писала о совместной работе США и России над проектом резолюции Совбеза ООН, обязывающей Сирию передать химическое оружие под контроль мирового сообщества. А несколько позже американские журналисты напомнили, что еще год назад, на мексиканском саммите G20, впервые прозвучала идея установления контроля над химическим арсеналом Асада. Таким образом, эксперты допускают, что "российский план" - результат согласованных действий Путина и Обамы.
Американцев раздражает… мирный вариант
Между тем в США этот план вызывает откровенное раздражение, отметил известный маркетолог Канады Евгений Ольховский. Американские политики, эксперты, журналисты не скрывают, что не желают воплощения этого плана в жизнь. В общем и целом внутренние комментарии американских экспертов в прессе и на телевидении сводятся к следующим тезисам:
- разговор между США и Россией – вынужденный, новой "перезагрузкой" не является, и согласие между двумя странами – это редкость;
- на большинство проблем (ПРО, Сирия, Иран, демократия) Россия и США смотрят противоположным образом;
- предложение Путина несерьезно, Россия всего лишь тянет время и "ведет свою игру", пытаясь "казаться менее враждебной для Обамы, чем американский Конгресс" и стремясь сохранить за собой статус значимого геополитического игрока в ближневосточном регионе;
- Башар Асад не собирается на самом деле выполнять взятые в рамках "российского плана" обязательства;
- Обама заглотил наживку Кремля, не обратив внимания даже на то, что сама Россия к Конвенции по запрету химического оружия не присоединилась.
Итак, американцы не скрывают, что не доверяют России даже после сделанного предложения – насколько бы оно ни было выгодным для президента Обамы. От переговоров Лаврова и Керри в Женеве в США не ожидают никаких результатов. И это несмотря на то, что сам Керри уже заявил о продуктивном характере этих переговоров.
Кому нужна "перезагрузка-2"? Мнение экспертов
Независимые эксперты предлагают не удивляться такой реакции американских специалистов, а обратить внимание на их аргументы. Вернее, на их отсутствие. Все, что в состоянии противопоставить конкретному российскому предложению и ответным действиям администрации Обамы американские скептики, – это возражения в стиле "ну как же можно доверять России?". Однако в России ровно с тем же успехом могут заявить "ну как же можно доверять США?" - и будут даже в большей степени правы.
Политический эксперт, кандидат социологических наук Артем Литовченко отмечает: американское экспертное сообщество заранее подвергает сомнению любые результаты идущих переговоров. Мол, о чем бы ни договорились Лавров и Керри, все равно это не будет выполнено ни Россией, ни Сирией. Подобная позиция в принципе делает бессмысленными какие-либо переговоры, представляя военное решение неизбежным. Нет никаких сомнений, подчеркивает эксперт, что те достаточно широкие круги, чьи интересы представляют американские скептики, абсолютно не заинтересованы в мирном разрешении сирийской проблемы. Им нужна война, и в первую очередь – по экономическим причинам: для США война всегда была хорошим стимулом для экономики. Американская экономика сейчас не оправдывает надежд по восстановлению, Федеральная резервная система в растерянности в связи с опрометчивым обещанием Бена Бернанке свернуть программу количественного смягчения – в такой ситуации "маленькая победоносная война" будет как нельзя кстати.
Иных рациональных объяснений скепсиса американской стороны попросту нет. Так называемый "российский план" включает в себя три совершенно прозрачных пункта:
- присоединение Сирии к Конвенции ООН о запрете химического оружия;
- передача данных о местонахождении складов с химическим оружием и подробностях программы его производства;
- введение международного контроля за сирийским химическим оружием теми методами, которые определят международные эксперты.
Что в этом плане может быть "несерьезного" или, тем более, заговорщического - не понятно. Подобные неопределенные претензии из серии "мы-то знаем, что на самом деле…" можно предъявить к любому плану. Возможно, стоило бы сразу заявить: "Мы намерены нанести удар по Сирии независимо от развития событий" - и все было бы понятно.
По мнению экспертов, своевременное предложение России – это своеобразный шаг навстречу именно президенту Обаме, а вовсе не США в целом. Ведь долгое время Обама придерживался стратегии мирного урегулирования сирийского кризиса. И вот сейчас госсекретарь Керри опять об этом напоминает – благодаря российскому предложению. Обама осознает, что находится в крайне невыгодном положении для развязывания войны: вся ответственность впоследствии будет возложена на него, а ведь повод для войны ничем не лучше памятного иракского "оружия массового поражения": в отсутствии того оружия американская сторона призналась спустя год после войны в Ираке.
А причастность сирийского правительства к использованию химического оружия не просто не доказана – ее никто и не собирается доказывать, западный мир уже "назначил" виновного в этом преступлении. Сирийское правительство в принципе уже "назначено" для битья: даже в ООН совершенно неадекватно отреагировали на присланные Сирией документы для присоединения к Конвенции: мол, не проставлено число, все недействительно. В самом деле, весьма серьезный аргумент, когда решается вопрос войны или мира.
Конечно, после того как война окончится, в США опять разразится скандал наподобие пост-иракского – куда-де тратили деньги налогоплательщиков, зачем американские солдаты погибали неизвестно где? И Обама совершенно не жаждет оказаться ответственным за "новый (только еще более проигрышный для США) Ирак" в виде Сирии. Ведь недаром союзников по удару для США так и не нашлось.
Впрочем, говорить о "перезагрузке-2" в отношениях США и России не приходится. Во-первых, удар всего лишь откладывается – и скорее всего, американские "ястребы" все-таки рано или поздно вынудят президента начать войну. Во-вторых, российский план, будучи очень простым, чрезвычайно сложен для выполнения: ведь в Сирии идет полноценная война. А для осуществления всех мероприятий по контролю и передаче химического оружия необходимо прекращение огня. Но повстанцы уже заявили, что не доверяют Асаду и оружия не сложат ни при каких обстоятельствах. А ситуация обостряется еще и тем, что повстанцы уже активно воюют друг с другом: исламские фундаменталисты и "Аль-Каида" сражаются с "умеренными" ничуть не менее ожесточенно, чем с правительственными войсками. К тому же, когда сирийское правительство отдаст свои склады с химическим оружием, аналогичное оружие повстанцев никуда не денется. И никто не помешает им – скорее, наоборот, помогут – применить химическое оружие снова и снова "свалить" вину на правительство. И тогда США с чистой совестью воскликнут: российский план не подействовал! А значит, здравствуй, война, прощай, "перезагрузка"!
Наконец, нет никаких свидетельств того, что Россия или США нуждаются в этой "перезагрузке". Судя по всему, лидеры обеих стран сейчас придерживаются политики "контролируемой холодной войны": она выглядит куда более выгодной, чем братание и "перезагрузка". Ведь в ее рамках можно стимулировать ВПК, подстегивать экономику – а в этом сегодня нуждаются оба государства.
Политика и экономика: как реагирует доллар и курс российского рубля?
Курс доллара США на торгах Forex укрепляется. Инвесторы находятся под влиянием сильной статистики из Японии и Китая. Сдерживающим фактором служат опасения того, что в сентябре Федеральная резервная система (ФРС) начнет сворачивать программу стимулирования. Ежемесячный выкуп активов может быть сокращен с 85 млрд. долларов до 75 млрд. долларов.
По отношению ко всем мировым валютам сегодня падает курс иены. Токио примет Олимпиаду 2020 года, что принято как позитивный сигнал для экономики страны. Валютная пара евро-доллар стоит 1,3195 доллара против 1,3178 доллара по итогу торгов 6-го сентября, пояснили аналитики компании TradeFort (входит в мировой рейтинг брокеров Форекс Академии Masterforex-V):