О причинах замедления прихода инвестиций в Украину за последний год и планах на ближайшее будущее сайту «Сегодня.ua» рассказал директор представительства ЕБРР в Украине Шевки Аджунер. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
В нынешних украинских реалиях все чаще можно услышать нарекания о том, что международные финансовые институты и доноры стоят в очереди на финансирование перспективных проектов, только осваивать эти инвестиции некому. Как недавно отметила менеджер проектов Всемирного банка в Украине К. Максименко, Украина не хочет осваивать выделенные деньги и «проекты Всемирного банка нужны больше всего самому Всемирному банку». По ее словам, аналогичные проблемы и у ЕБРР и Европейского инвестбанка.
Как ранее отметил министр экономики С. Кубив, в мае появилось соглашение с ЕБРР на открытие в Украине 15 офисов по ведению малого и среднего бизнеса. Там предприниматели могут получить консультацию, например, по оформлению кредита на открытие бизнеса. Что касается выборки донорских денег, то существует практика действий и план выполнения. Все это подвязано под соответствующее реформирование. Что касается реформирования, то готовятся к принятию в парламенте законы. На прошлой сессии их принять, к сожалению, не получилось. Речь идет, прежде всего, о законах по энергетическому полю, а также приватизации, ведению малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем, как отмечает директор представительства ЕБРР в Украине Ш. Аджунер, инвестиции в Украину перестали приходить еще с прошлого ноября – с тех пор как в стране начал развиваться политический кризис. Но при этом ЕБРР в Украине все-таки работать проще, чем тому же Всемирному банку. Деньги не привязаны к реформам: существует проект – и его финансируют, нет проекта – не будет и денег.
Ранее представителями ЕБРР говорилось, что в 2016 году объем инвестиций в разные проекты в Украине может составить около 1 млрд. евро. Но, по словам Аджунера, на данном этапе эта сумма ниже ожидаемой изначально. Так происходит потому, что в Украине был в начале года политический вакуум. Инвесторам необходимо время, чтобы получить уверенность в том, куда они собрались вложить деньги. Деньги ЕБРР дает не правительству, а частным предпринимателям. За оставшееся до конца года время планируется нарастить помощь. Первые четыре-пять месяцев в этом году в плане финансирования проектов получились очень медленными, импульс реформ должен дать движение вперед, и в 2017 году получится в таком случае выйти на запланированные показатели.
Приоритеты в проектах за последние 20 лет не изменились. Велика поддержка инфраструктурных проектов «тяжелого» бизнеса для черноморских регионов или, к примеру, проектов направленных на повышение стоимости сельскохозяйственных товаров. Была поддержка такой лидирующей в Украине сфере как IT-сектор. Но есть желание вложиться в малый и средний бизнес, находящиеся на первых ступенях роста. Есть инвестиции в энергетические проекты, по повышению энергоэфективности, а также связанные с возобновляемыми источниками энергии. Однако в любом случае важный приоритет для ЕБРР - проекты энергоэфективности.
Некоторые проекты работают, как, например, действует государственная программа энергоэффективности, пояснил Аджунера. Евросоюз также поддерживает эту программу, выделяя гранты. В итоге от суммы «теплых» кредитов государства возмещает 25 процентов. Аналогичная поддержка идет ведомственным учреждениям в некоторых украинских областях, начиная с Запорожья. Кроме финансирования проектов, также оказываются и консультационные услуги для того, чтобы правильно написать проекты и получить под них финансирование. Помощь также направляется на поддержку финансовой системы – деньги направляются банкам, а они раздают их бизнесу и населению.
Между тем население Украины жалуется, что тарифы возросли непомерно, а у правительства даже не оказалось специальной программы по энергосбережению, которая бы получала финансирование за счет сверхпоступлений от ЖКХ. Аджунер согласился, что правительство, конечно, может создать подобную программу и располагает ресурсами, чтобы ее продвигать. Тарифы действительно возросли, но благодаря усилиям правительства эти средства возвращаются к потребителям в виде энергосберегающих проектов, что работает автоматически на сокращение потребления энергоресурсов. Так что, это хорошая политика. Другое дело, что любых усилий никогда не бывает достаточно. И действительно необходимо увеличивать поддержку в этом направлении.
Существует предположение, что отдельные инвестиционные программы ЕБРР привязывались к получению Украиной очередного транша МВФ. Аджунер признал, что это действительно так, потому что бизнес желает видеть, как Украина выполняет принятые на себя обязательства по получению кредитного транша МВФ, чтобы быть уверенным в инвестициях. Но для ЕБРР важно то, что, если существует эффективный проект, то под него выделяются деньги, а если такого проекта нет, то и делать нечего, потому Банк не ведет программное финансирование, как другие институции. Что же касается прочей донорской помощи, особенно макрофинансовой, то она привязана к определенным реформам, фискальной дисциплине, и это соответствует требованиям МВФ для получения транша.
Автор: Денис Мягкий