Несмотря на почтенный возраст, шоу Дом-2 остается самым рейтинговым на пространстве ex-USSR. Отношение зрителей к Дом-2 неоднозначное, можно сказать, полярное. Одни ругают его, другие не мыслят своего досуга без него. Но и те, и другие, наслышаны о нем, хоть раз смотрели его, что подтверждает высокий рейтинг передачи. Где высокий рейтинг — там большие денежные потоки. Это уже аксиома нынешнего медийного бизнеса. Казалось бы, при такой концентрации ресурсов, возможностей, рекламы, из проектов должны выходить уже состоявшиеся звезды шоу-бизнеса. Но на деле все обстоит далеко не так, особенно если сравнивать шоу, подобные Дом-2, у нас и на Западе.
Как отмечают эксперты раздела «Новости шоу-бизнеса» журнала «Биржевой лидер», проект Дом-2 оригинален тем, что это не купленная лицензия, а наш отечественный продукт. Между прочим, владелец проекта, канал ТНТ, заработал солидные деньги, продав идею шоу Дом-2 американской Sony Pictures Television International, которая запустила аналогичный проект в испаноговорящих штатах США и странах Латинской Америки. Как тут не вспомнить обратное движение испанских сериалов в конце 80-х, 90-х годах? Есть схожесть аудитории и ее запросов.
Есть другой проект, «Фабрика звезд», который пошумел, но также не дал действительно ярких имён, исполнителей. В то время как аналогичная «фабрика» Дитера Болена дала множество талантливых исполнителей, до сих пор выступающих у себя на родине.
Форматы шоу, подобные Дом-2, не предназначены для отбора талантов, поиска оригинальных исполнителей, пояснил в интервью журналу «Биржевой лидер» канадский эксперт Евгений Ольховский. Это чисто коммерческие проекты, которые сосредоточены на продаже востребованных зрителем образов, будь-то мамина дочка-дюймовочки, либо напротив, образ стервозной эмо, или, к примеру, гламурного мачо. Однако любой из эих проектов предоставляет уникальный шанс для его участников, добавил известный эксперт.
Особенностью западных версий, аналогичных Дом-2 или «фабрике», состоит не в величине денежных гонораров, они как раз, довольно малы, сколько в правилах шоу и сопутствующих пиар акциях. К примеру, призерам шоу, победителям, достается не только контракт со студией звукозаписи или известным рекламным агентством, но предоставляется возможность записать сольный альбом, организовать собственную студию или возможность поработать с профессионалами в течении года, получить ключи от шикарных апартаментов, путевку на какие-либо известные курорты, либо, как бюджетный вариант, VIP-пропуск на самые престижные тусовки. То есть на Западе предоставляются либо условия для дальнейшей работы, либо условия для своего пиара или рекламы мероприятия, куда приглашается выпускник проекта.
Но есть среди этих всевозможных привилегий одно жесткое условие — срок. Все эти возможности предоставляются на год. После выпускник проекта лишается всех предоставленных возможностей. И если он год прожил в неге, ничего не делая для своего роста, то у него одна дорога — домой. Либо он использует шанс, и уже через год представляет собой человека шоу, способного к самостоятельной работе и доказавший свою перспективность.
Такая организация проектов, аналогичных Дом-2, на Западе способствует работе участников, а не праздному купанию в лучах славы. Как пример этого, Алена Водонаева. Девушка из далекой провинции, имеющая неплохие данные для шоу-бизнеса, стала заметной фигурой на Дом-2. Но в условиях, когда нет стимулирующих к труду факторов, она, как говорится на сленге, «зазвездилась», посчитав что именно такое поведение сможет обеспечить ей карьеру, достаток, потешить ее самолюбие.
Но в реальности, в отсутствии высоких, жестких требований , она стала размениваться на низкопробную, сиюминутную популярность, причем методами грязного и вульгарного пиара Танцы на столах, скандальная хроника, мат крупным текстом, … одним словом, не умный эпатаж. И это не какая-то особенность конкретной участницы Дом-2. Это отсутствие видения перед собой перспектив, что порождает соответствующий тип поведения. Водонаева скандалами и эпатажем пытается обеспечить будущее. Семейство Пынзарей пользуясь моментом, пытается урвать денег, втридорога продавая свою известность в собственных магазинах.
Но и в том, и в другом случае преобладает психология временщиков, которая порождается не только личными качествами участников , но, в значительной мере, недальновидностью организаторов, владельцев шоу. Почему же владельцы щоу, аналогичных Дом-2, относятся к его участникам как расходному материалу, не пытаясь выжать из них все — вопрос сложный, требующий отдельного обсуждения.
Но в любом случае, участники шоу должны помнить, что шанс предоставляется лично им, и как они им воспользуются — зависит только от них.