Герой «Гольциуса» вдохновляется самыми эротическими похождениями героев Ветхого Завета. Больше известно экспертам отдела «Новости России» издания «Биржевой лидер».
С опозданием на целый год в РФ вышла лента «Гольциус и Пеликанья компания» Питера Гринуэя. Маленькое число копий, отсутствие рекламы релиза не соответствуют статусу Гринуэя у киноманов. К тому же, неугомонный англичанин пока не перешел в скучную когорту «живых классиков». Каждая его работа выглядит актуально, раздвигая горизонты искусства. Но после знакомства с «Гольциусом» понимаешь, что полуподпольный показ в небольшом зале среди ночи подходит ему больше, чем большая премьера, пишут "Известия".
Гринуэй никогда не подходил к порнографии так близко, но половые органы мужчин мелькали во многих фильмах. Не менее провокационны идеи «Гольциуса». Ведь Гринуэй уверен, что порнография была всегда, великие художники прошлого рисовали голых героев Библии, так как это был узаконенный способ показать женские прелести, акты любви. Да и сама Библия для Гринуэя - набор эротических историй, дерзких нарушений всех табу.
Все это Гринуэй вложил в уста исторической фигуры — художника и гравера Голландии Хендрика Гольциуса. Хотя к личности прототипа главный герой ленты имеет еще меньше отношения, чем Рембрандт из картины «Тайны «Ночного дозора». Это больше alter ego Гринуэя.
Гольциус — это художник, глава бродячей труппы актеров «Пеликанья компания», мечтающий издать Ветхий Завет с гравюрами иллюстраций интимных эпизодов. Но на это нужны деньги. Их готов предоставить маркиз Эльзаса, но взамен старый сладострастник хочет, дабы по вечерам труппа Гольциуса развлекала его весьма эротическим выступлением.
«Пеликанья компания» для маркиза, его придворных делает инсценировки 6 сексгрехов из Библии: грехопадения Евы и Адамы, инцеста Лота и дочерей, адюльтера Вирсавии и Давида, попытку совращения Иосифа супругой Потифара, сладострастия Самсона, некрофилии Саломеи, которая целует голову мертвого И. Крестителя. Но театральные постановки Гольциуса вскоре начинают переплетаться с жизнью двора маркиза.
«Гольциус» вдохновлен живописью, на которую Гринуэй смотрит не с академических позиций, не переживая из-за обвинений в демагогии и шарлатанстве. Хотя основным в его лентах всегда остается визуальный стиль, а не идеи. И здесь он все время превосходит самого себя.