Широко разрекламированная центральными СМИ России опера-митинг «Крым» оказалась провальной: на премьеру, прошедшую 10 июля, было куплено всего 25 билетов. Чтобы заполнить небольшой зрительный зал на Галерной, 33 в Петербурге пришлось раздавать бесплатные пригласительные билеты, но все равно зал оказался заполнен не более, чем на три четверти.
Подготовка спектакля имела мощную поддержку. Ходом репетиций интересовались в правительстве Санкт-Петербурга, на репетиции и прогоны собиралась масса журналистов. На предпремьерном прогоне, как писали российские СМИ, журналисты дошли до экстаза, рыдали от восторга и устроили бурную овацию. Мини-опере предрекали макси-фурор – и режиссер народный артист России Юрий Александров уже видел свое детище на главных площадях страны – Дворцовой в Питере, Красной в Москве, на которое приходили бы тысячи зрителей.
Приглашения на премьеру оперы-митинга «Крым» были разосланы первым лицам государства и Санкт-Петербурга. Но из власть имущих на героическое шоу, посвященное актуальнейшему событию в жизни новейшей России, пришли лишь заместитель губернатора Северной столицы Василий Кичеджи и несколько чиновников из Смольного…
Вместо «За Родину, за Сталина!» – «За Путина!».
Правда, при подготовке спектакля звучали и другие голоса. У многих ценителей прекрасного вызвал недоумение выбор режиссера – за основу шоу была взята опера давно забытого лауреата Сталинской премии Мариана Коваля «Севастопольцы», поставленная в 1946 году. Ю. Александров на пресс-конференциях объяснял свой выбор недостатком времени: мол, вопрос горячий, поэтому нет времени заказывать новое либретто. Сам же первоисточник был коренным образом переработан, так что от оригинальных «Севастопольцев» почти ничего не осталось, даже любовная линия была исключена за ненужностью – фактически остались лишь обрывки музыки М. Коваля.
Обилие призывов «За Родину, за Сталина» из оригинала, конечно, убрали. Зато в финале вывели на сцену Владимира Владимировича Путина. Акцент сместился с героической обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны на «вежливых человечков» и крымский референдум в марте 2014 года. Сценой стала огромная карта современного Крыма, а массовость обеспечили участники военно-исторических клубов и детских хореографических коллективов. Как объяснял режиссер, на площадях в спектакле должны быть задействованы не десятки, а тысячи артистов.
Кто-то из журналистов назвал «Крым» Александрова не оперой-митингом, а оперой-референдумом (автору эта мысль очень понравилась). В ходе спектакля актеры постоянно обращаются к зрительному залу с вопросами, на которые можно дать только однозначный ответ – «да» или «нет». Свое мнение зрители выражают вставанием. На главный вопрос спектакля «Поддерживаете ли вы действия президента Владимира Путина в Крыму?» зал, естественно, встал в знак согласия. Правда, были и те, кто остался в своем кресле…
Несогласными с трактовкой Ю. Александрова (вернее, с его политической позицией) были и некоторые артисты театра «Санкт-Петербург опера», которые отказались участвовать в «заказном ура-шоу». Как рассказывают в театральных кругах Северной столицы, официальных последствий для них этот отказ не имел, но, согласно модной в нынешней России традиции, с ними перестали общаться и даже здороваться многие из коллег…
В помощь жителям Донбасса.
Во время предварительного прогона Юрий Александров, воодушевленный экзальтированной реакцией «акул пера», пообещал, что все средства от продажи билетов на оперу-митинг «Крым» пойдут на помощь жителям Донбасса, страдающим от фашистско-бандеровско-антисемитской киевской хунты. М-да, доходов от 25 проданных на спектакль билетов будет маловато для братской помощи…
Автор: Александр Дынниченко