Долгосрочный тренд стратегии национальной безопасности США был и останется в ближайшие годы незыблемым - поддержание условий для обеспечения лидерства в мире.
Тактические же средства достижения этих целей - всегда разные, в зависимости от личности Президента США, его команды и текущей ситуации в мире.
Для Президента США Р. Рейгана средством укрепления роли Америки стал курс на развертывание ПРО в борьбе против "империи зла" (СССР), для администрации Д. Буша младшего - борьба с терроризмом, война в Ираке и Афганистане, "цветные" революции в Грузии, Украине, Киргизии.
Какой тактический курс национальной безопасности на ближайшие годы выбрали США в условиях продолжающегося кризиса в мире? Какие подсказки получили инвесторы?
Тезисы основных положений новой стратегии администрации Барака Обамы в вопросах национальной безопасности страны, как уже сообщал "Биржевой лидер", 27 мая в институте Брукингса обнародовала госсекретарь США Хиллари Клинтон.
Данный документ традиционно разрабатывается на основании закона США от 1986 года, в соответствии с которым Президент должен представлять Конгрессу ежегодные стратегические отчеты, в которых отражаются внутриправительственные приоритеты, включая национальную систему обороны. Однако большинство администраций редко придерживаются этого требования. Джордж Буш младший, к примеру, за свое президентство предоставил подобный документ только два раза - в 2002 и 2006 годах.
Как заявил советник по национальной безопасности Джеймс Джонс, в настоящей программе большой упор во внешней политике сделан на применении:
* невоенных инструментов обеспечения интересов США;
* тесное сотрудничество с другими державами в области безопасности;
* отказ от односторонних действий Вашингтона на международной арене.
Что касается двух последних пунктов, то Барак Обама, выступая некоторое время назад в военной академии в Вест-Пойнте, подчеркнул, что «…бремя 21 века не может больше ложиться только на плечи американских солдат и граждан США».
Под невоенными же инструментами подразумеваются:
* официальная и неофициальная дипломатия,
* экономическая интеграция,
* развитие международных институтов,
* развитие инновационных технологий, особенно в энергетике.
Таким образом можно отметить, что новая стратегия национальной безопасности кардинально отличается от последнего аналогичного документа администрации Джорджа Буша младшего, в котором объявлялась непримиримая, глобальная война с терроризмом с возможностью нанесения упреждающих ударов по противнику, автономность действий США в интересах национальной безопасности. Предыдущая стратегия была разработана сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года.
Новая национальная доктрина нацелена на реализацию четырех долгосрочных, неразрывно связанных национальных интересов:
* безопасность,
* процветание,
* ценности,
* международный порядок.
Вводная часть документа отражает факты вовлеченности США в военные действия ( Ирак и Афганистан) и наличия экономического кризиса.
Джон Бреннан, советник Президента по внутренней безопасности и противодействию терроризму, комментируя основные положения стратегии, отметил, что основную угрозу для Америки представляет радикально исламистская организация Аль-Каида и в особенности - террористическая составляющая ее структуры. Называя их «маленькой шайкой трусов», он констатировал при этом, что США никогда не вели и не будут вести войну против ислама как такового.
Он дал полный перечень угроз национальной безопасности США, в который вошли:
* распространение оружия массового уничтожения,
* ядерное вооружение,
* терроризм,
* нарушение демократических норм за рубежом,
* увеличение числа кибер-преступлений,
* иммиграция,
* зависимость от энергетической составляющей.
Впервые за всю историю США в стратегии отмечен внутренний терроризм как одна из возможных угроз Америке
и ставится проблема уже внутренней безопасности государства и обеспечение ее спецслужбами США.
В документе рассматриваются прецеденты, когда отдельные личности, в том числе и граждане США, используя американские паспорта, возвращались в страну после прохождения специальной подготовки в лагерях террористов.
Проблема внутренней угрозы остро обнажилась в прошлом году, когда на американской военной базе Форт-Худ в Техасе майор армии США Нидаль Малик Хасан устроил бойню, убив 13 и ранив 30 человек.
Особое место в новой стратегии отводится взаимодействию США со своими старыми и новыми союзниками и партнерами.
Военные расходы Америки составляют более сорока процентов всех мировых расходов на армию, а ВВП - лишь 25% от мирового, поэтому на протяжении последних десятилетий США берет на себя невыносимое бремя военных трат. А в условиях экономического кризиса, когда в странах Европы все ощутимее растет недовольство расходами на компанию в Афганистане, многие старые партнеры США поднимают вопрос о дальнейшей целесообразности присутствия своих военных контингентов в этой стране. Поэтому в документе отмечается необходимость тесного сотрудничества со всеми странами-партнерами, которые имеют ключевые позиции в различных регионах мира. К таким государствам США относят прежде всего Китай, Россию и Индию, а к странам растущего влияния – Бразилию, Южную Африку и Индонезию. Тем самым Барак Обама подчеркивает, что США больше не является гегемоном и одобряет идею многополярности политического устройства планеты Земля.
Понятно, что любая стратегия, которая претендует на успех в сегодняшних условиях, должна опираться на поддержку и участие многих стран.
Возьмем, к примеру, настоящий экономический кризис, когда на первоначальном этапе каждая экономически развитая страна пыталась решить проблемы собственными силами. Но глобализация рынка капитала, которая давно вышла за пределы национальных границ, обязала посмотреть правительства на ситуацию с другой стороны и показала, что только совместные скоординированные мероприятия могут произвести «капитальный ремонт» всей финансовой системы.
Таким же образом только коллективные действия могут обуздать международный терроризм и уничтожить учебные базы в Афганистане, Пакистане, Йемене, Сомали и других государствах.
Отношения с Россией – один из позитивных аспектов работы нынешней администрации США.
Обе стороны уважают приоритеты друг друга, в результате происходит взаимопонимание по целому ряду вопросов (СНВ, Иран). Условные границы подразумевают интересы государства, пересечение которых считается неприемлемым. Каждое государство делает все для обеспечения безопасности своих граждан.
По вопросам Восточной Европы в новой стратегии предусмотрено дальнейшее содействие в продвижении демократии на Балканах, разрешение конфликтов на Кавказе и Кипре и стратегическое партнерство с Турцией.
Проблемные страны – Иран и Северная Корея.
Стратегия предусматривает, что в случае, если эти страны откажутся от своих ядерных программ, то смогут в дальнейшем пойти по пути «экономической и политической интеграции с международным сообществом». В противном случае будут использованы все средства для полной их изоляции.
Международные наблюдатели Академии трейдинга Masterforex-V отмечают, что отличием новой редакции стратегии от предыдущих является широкая интерпретация национальной безопасности, признание того, что в настоящих условиях все большее значение для благополучия Америки играют экономика, образование, энергетика, инновационные технологии.
Впрочем, документ предусматривает дальнейшее «военное преимущество» США, которое будет поддерживаться невоенными методами влияния - дипломатия, разведка, экономическая интеграция, международное сотрудничество.
Опрос журнала трейдеров и инвесторов "Биржевой лидер" развивает мысль, озвученную в статье «Американские горки» или почему США процветают, в то время, когда весь остальной мир ожидает дефолта последней сверхдержавы?, а именно:
Новая стратегия национальной безопасности США:
* Укрепляет мировое лидерство США
* Ослабляет позиции США в мире
* Ничего не меняет, администрация Б. Обамы просто плывет по течению
Что меняется в тренде стратегии национальной безопасности США, а что останется неизменным?
Автор: Олег Куликов
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.