Итак, доллар и однополярный мир обречены. Во всяком случае, так считают эксперты и гости Института глобализации и социальных движений (директор Борис Кагарлицкий), собравшиеся на днях в Москве на конференцию «Пост-глобализация. Конец неолиберализма и возрождение социального государства».
Участники констатировали, что глобальный кризис длится уже пятый год, но конца и края ему не видно, он практически разрушил неолиберальный экономический и политический порядок – доминирования доллара и Соединённых Штатов, господствующий в мире долгие десятилетия. В общем, доколе это будет длиться, и что с этим делать? Вот эксперты и озаботились поиском новой стратегии для мира в эпоху пост-глобализации.
Каким же им видится новый мир, какие предлагаются ответы на вызовы глобального экономического кризиса? Как относиться к предложенным ими рецептам, действительно ли американский доллар уже не в состоянии выполнять функции мировой резервной валюты, что может прийти ему на смену? Другими словами, действительно ли начинается эпоха капитализма нового типа? На эти и другие вопросы искали ответы аналитики раздела «новости Мира» журнала инвесторов «Биржевой Лидер».
Что было?
Кто же станет спорить с тем, что современный мир стоит на развилке истории? Никто. Вот только с ним это происходит не впервой. В этой связи популярный экскурс в историю будет совершенно не лишним. Так вот, мировой опыт свидетельствует, что кризисы перманентно присущи капитализму, без них он просто не может развиваться как система. Так он и идёт от кризиса к кризису каждые 20-30 лет.
Как известно, нынешний экономический кризис принято сравнивать с Великой депрессией – мировым кризисом 1929-33 годов. Как хорошо помнят читатели "БЛ", из того кризиса Америка вышла благодаря политике «Нового курса» Франклина Рузвельта, которую некоторые эксперты называют не иначе как Третьей американской революцией, кардинально изменившей природу капитализма в этой стране. В основе этого курса лежали идеи экономического пророка первой половины ХХ века британского экономиста Джона Кейнса. Как известно, тогда США вышли из кризиса, решившись усилить вмешательство государства в экономику и социальную политику с созданием национальной системы социального страхования по безработице и старости, оплачиваемыми отпусками, оплатой сверхурочных работ и т.д. Ради этого Рузвельту пришлось пойти против бизнеса и ввести прогрессивно-пропорциональное обложение крупных состояний, а также согласиться на бюджетный дефицит. Для нас же поучительным в этой истории является другое, а именно – на смену какой политике пришёл «Новый курс».
Он сменил политику абсолютной стихии рынка, абсолютной свободы деловой активности (инструментами её были низкие налоги, малое государственное регулирование, отсутствие антимонопольной политики и т.д.), в основе которой лежали взгляды другого экономического гения, но XVIII века – шотландского экономиста Адама Смита. Это идеи твёрдого индивидуализма, что предполагает сведение роли государства к роли «ночного сторожа», вмешательство которого в экономику кощунственно. Потому как рыночная система саморегулирующаяся – он сам себя спасёт и вытащит из любого кризиса. Почти как барон Мюнхгаузен, сумевший вытащить себя за волосы из болота.
А потом грянет кризис начала 1970-х годов, причиной которого станет… «Новый курс», доминировавший несколько послевоенных десятилетий. А всё дело в том, что к этому времени вмешательство государства в экономику зашло слишком далеко: отрасли экономики работали в убыток, росли бюрократия и коррупция, общество одолевала апатия, безынициативность и иждивенчество. В общем, «лекарство» («Новый курс») стало превращаться в яд. Что станет выходом из того кризиса? Догадываетесь? Правильно, «рейганомика» и «тэтчеризм» – неолиберализм, то есть приоритет роли рынка в экономике перед ролью государства, целительная «свобода частного предпринимательства». Идеи экономической школы «экономики предложения» (Джордж Гилдер, Артур Лаффер), суть которых состояла в переносе акцента с регулирования спроса на товары и услуги (как считал Кейнс) на стимулирование их производства. Что заставило перейти от «активного государства» к «дешёвому государству», от высоких налогов к низким, от щедрых социальных программ к их резкому сокращению. Так была сломана послевоенная модель «социального государства». Это дала свой эффект – небывалый и длительный подъём экономики и благосостояния, который испытали ведущие державы мира. Но «музыка» играла только 30 лет.
Ультралиберальная модель экономического развития в 2008 году закончилась крахом, гигантский мыльный пузырь экономики с треском лопнул. А США из чистого кредитора превратились в чистого должника.
Какой же следует вывод из этого краткого погружения в историю? Условно говоря, мировая история знает два основных выхода из экономических кризисов – «кейнсианство» и неолиберализм.
«Кейсианство» видит выход, грубо говоря, в том, чтобы напечатать деньги и выплатить их людям, которые затем потратят их на товары, что заставит работать экономику (при Рузвельте это называлось «заправка насоса» –расширение покупательной способности низших слоёв и рассасывание на этой основе кризиса перепроизводства, к примеру, зарплаты в период его президентства выросли почти в 2 раза, что для Америки было просто беспрецедентным).
Неолиберализм предполагает для быстрейшего выхода из кризиса изъять «лишние» деньги (путём снижения социальных стандартов, безработицы, банкротств и т.д.). Как видим, мир в определённой степени прост и предсказуем.
Что будет?
А вот теперь станет понятным, зачем был затеян этот утомительный экскурс в историю. Эксперты московской конференции пришли к выводу, что преодолеть нынешний кризис можно лишь отказавшись… от неолиберализма и возродив социальное государство, то есть «кейсианство». Не правда ли – свежая мысль?
Что же нас ждёт с точки зрения участников конференции:
- падение доминирующей роли США и доллара. Однополярный мир с гегемонией США перестанет существовать, а, значит, доллар обречён. Что взамен? К примеру, профессор факультета политических исследований Университета Манитобы (Виннипег, Канада) Радика Десай считает, что вполне возможно в мире будут несколько валют, а может быть и так, что страны будут выходить на международный рынок каждая со своей валютой. В результате мы получим мультиполярный мир. Впрочем, полагает профессор, в идеале должна быть «сверхсуверенная валюта», что и предсказывал Кейнс ещё в 40-х годах. Спасти доллар может только то обстоятельство, что к нему привязано много национальных валют;
- усиление роли стран БРИКС (Бразилия, Россия, Китай, Индия и Южная Африка), которые являются экономическими лидерами развивающихся стран. Всё та же Радика Десай указала на тот факт, что эти страны, которых она называет противниками неолиберализма, перенесли кризис легче, чем столпы неолиберальной экономики, и что экономика Китая благодаря именно государственному управлению смогла после кризиса быстро переориентироваться с западных рынков на внутренний;
- на смену Вашингтонскому консенсусу приходит Пекинский консенсус, который предполагает усиление роли государства в экономике. Ещё один участник московской конференции профессор Лондонского Университета Метрополитен, известный экономист Алан Фриман, чтобы подчеркнуть возможности государства, привёл исторический пример, когда в 1929 году правительство США потратило 48 процентов ВВП, чтобы вывести страну из кризиса. Но, мол, современные либеральные экономисты, отказываясь от таких мер, лишь углубляют кризис.
Чем сердце успокоится?
Увы, в этой жизни действительно нет ничего вечного и совершенного. Кризисы сопровождали и будут сопровождать развитие человечества, ибо наше развитие далеко не линейно. Поэтому неизбежно каждые 30 лет нас ждут «отливы» и «приливы», чередование то «кейнсианства», то неолиберализма, примата то государственных, то рыночных начал в экономике. Ничего нового мир ещё не изобрёл. Что же из этого следует? Ничего. Как там в известной песне поётся, «Следует жить, Шить сарафаны и лёгкие платья из ситца. -Вы полагаете, всё это будет носиться? -Я полагаю, что всё это следует шить»!
Что же до судьбы доллара в качестве мировой резервной валюты, то ему уже не одно десятилетие предрекают страшный конец, на всевозможных саммитах и конференциях ему ищут замену… и пока не находят. Не находят потому, что:
- доллар используется в 43 процентах всех трансграничных сделок;
- почти половина международных долговых обязательств номинированы в американской валюте;
- доллар составляет 61 процент в качестве резервов центральных банков мира (евро – менее 30% резервов). К примеру, Китай владеет более чем триллионом долларов в казначейских облигациях США;
- торги на мировых биржах осуществляются, в первую очередь, в долларах и т.д.
Доллар, конечно, плох и рано или поздно как мировая резервная валюта он таки канет в Лету. Когда-нибудь – но не сегодня. Просто сегодня это никому не выгодно.
Доллар останется мировой валютой в среднесрочной перспективе
Весомость доллара США определяется стабильностью американской экономики – этот тезис уже более полувека являлся аксиомой как для экономистов, так и рядовых потребителей. События последних недель поставили под сомнение, таким образом, не только незыблемость позиций экономики США в свете глобальных экономических процессов, но и надежность банкнот с изображениями бывших президентов Нового Света.
Индекс доллара опустился до восеминедельного минимума на фоне слухов, что Федеральная резервная система подтвердит свою приверженность покупкам облигаций, объявит о своем решении политики сегодня, - пояснили "Биржевому лидеру" в аналитической службе эксперты брокерской компании Nord FX (входит в ТОП рейтинга брокеров форекс Академии Masterforex-V):
Американская валюта слабеет четвертый день по отношению к евро до выхода отчета по активности в промышленном секторе. ФРС покупает облигаций на 85 млрд долларов в месяц в рамках своей стратегии количественного смягчения, что оказывает понижательное давление на стоимость заимствования. Фунт укрепился после данных о производстве в Великобритании сократился меньше, чем экономисты предсказывали в прошлом месяце. Австралийский доллар упал после падения роста китайского производства .
Редколлегия раздела "новости Мира" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос в Дискуссионном клубе Академии Masterforex-V: что ждёт доллар?
• он обречён
• ему ещё долго не будет замены