На минувшей неделе в России существенное укрепление ее рубля сопровождалось значительным увеличением банками разницы (спреда) в покупке и продаже валюты. Об этом 20 февраля сообщают «Известия».
Разница в ценах покупок и продаж валют возросла в разы всего лишь за несколько суток.
В ряде организаций данный показатель выразился в 4,5 рубля. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» считают, что это в два раза больше, нежели обычно.
Большие спреды, как правило, устанавливаются банковскими учреждениями в ожидании ажиотажа на валюту у населения. Как поведали «Известиям» рыночные игроки, такой механизм сейчас кредитными организациями используется не только для зарабатывания на продажах инвалюты и оптимизации рисков, но и для целей мотивации своих клиентов на переход к дистанционному обслуживанию.
Со слов опрошенных представителей российских банков, набегов пока же на обменные пункты не происходит.
Объемы и количество обменных операционных действий в редких учреждениях банков превысили на прошлой неделе 10% от среднего показателя. Однако организациями уже повышена существенно разница курсов покупки и продажи валюты.
Наивысшие спреды, то есть наиболее невыгодные курсы обмена, оказались в российских банках с зарубежным участием.
К примеру, 4,55 рубля у Райффайзенбанка, в Росбанке – 4 рубля, в ЮниКредит Банке – 3 рубля. Наименьшим спредом могут в данный момент похвастаться государственные банки и те из крупных коммерческих банков, которые на розницу ориентируются.
Как следует из пояснений аналитика в «Алор Брокер» Алексея Антонова, принято считать максимальной разницу в курсах продажи и покупки валют в 5%. Сегодня такая разница – 8% в среднем.
Заняли граждане выжидательную поведенческую позицию в отношении валют. Здесь причин несколько: укрепляющийся рубль с прогнозами экспертного сообщества про дальнейшую тенденцию к укреплению российской денежной единицы, с одной стороны. И, с другой стороны, заявления руководителей министерств (Минсельхоз, Минпромторг, МЭР и другие министерства РФ) о том, что жизненно экономике необходим российский рубль менее сильный.
При таких обстоятельствах ситуацию с большой разницей в спреде у банков можно объяснить, в частности, стремлением кредитных структур переложить хотя бы частично риски с валютой на клиентов. Об этом, например, сообщили несколько банкиров из топ-15, предпочевших неназванными остаться. Данный подход дает возможность выдающим кредиты организациям как-то сэкономить определенное количество денег для страхования (хеджирования) валютного риска.
Со слов аналитика в «Алор Брокер», госбанками осуществляются по большей части сделки с наличным рублем и наличными же валютами в собственных отделениях. За их услугой при этом обращаются или при переводе в евро и доллары накоплений, или для конвертации в валюты перед заграничными поездками. В то же время инновационными банками делается ставка на режимы онлайн, и клиенты инвестбанков используют чаще за день функцию интернет-банкинга. То есть зарабатывают первые, согласно пояснению Антонова, на объемах, а вторые – посредством частоты совершаемых банковских операций.
Удаленные каналы, по словам не назвавшего своего имени представителя Сбербанка, предлагают курс выгоднее, чем в отделениях, с целью стимулирования клиентуры к проведению операций дистанционно. Соглашается с ним начальник в управлении по развитию отношений с обеспеченной клиентурой Райффайзенбанка господин Дамьен Леклер. С его слов, спреды при покупках инвалюты в онлайн-банке составляют около двух рублей. Про схожую ситуацию «Известиям» поведали в Альфа-банке, ВТБ24 и Росбанке.
Алексей Антонов указывает на то, что пользуются банки сейчас отсутствием запрета на установление любых курсовых разниц в покупке и продаже валют в разных каналах по обслуживанию. Еще в 2015 году на пике демонстрировавшейся тогда волатильности пошел, дескать, разговор про то, чтобы лимиты ввести, которые не имели бы своим следствием ограничение возможностей населения по осуществлению операций для обмена валюты. Спреды в позапрошлом году, мол, достигали 30% в розничных банковских учреждениях.
В данное время дискуссия в ЦБ про введение лимита на величину спреда, по словам представителя регулятора, не ведется.
Кстати, ЦБ на днях заявил, что темпы годовой инфляции в РФ на 30 января 2017 года замедлились до 5,1%. Связано это частично как с неплохим урожаем минувшего года, так и с динамикой в курсе рубля.
Рост в потребительских ценах замедлился на 0,3%. Напомним, что по результатам 2016 года рост составлял 5,4%. Теперь якобы 5,1%, о чем сообщает пресс-релиз ЦБ РФ после февральского заседания в Совете директоров Банка России.
Замедление ценового роста во всех основных группах услуг и товаров, а также понижение показателей с месячной инфляцией с исключением фактора сезонности имело продолжение, по утверждению регулятора, в декабре прошлого года.
Существенно, мол, замедлились инфляционные процессы на рынке товаров непродовольственного характера.
В соответствии с прогнозами Банка России, при учете принятых решений и сохранении умеренно жестких подходов в денежно-кредитной политике темпы годовой инфляции замедлятся до 4% в декабре 2017 года и будут поддерживаться на данном уровне в дальнейшем.
Почему на российском валютном рынке резко выросли спреды?
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.