Новости Форекс. БРЮССЕЛЬ - первый акт драмы долга еврозоны о том, что какая-либо страна-член европейского Союза может стать неплатежеспособной закончилась, когда высокий авторитет ЕС и Совета Европы, официально признали в конце июля, что Греция нуждается в сокращении своих долговых обязательств. Но это признание в действительности не заканчивает драму. Второй акт будет о восстановлении перспективы роста для периферии ЕС, который будет представлять собой еще более трудную задачу.
Ключевая проблема проста: до 2008 года эти страны пользовались дешевым и обильным кредитом, который позволил им финансировать большой дефицит по текущим счетам. Но любой импортный бум создает искаженное представление о производственных мощностях местной экономики. Представьте себе страну, которая увеличивает импорт, скажем, автомобилей и других товаров народного потребления на 10% от исходного ВВП. Эти товары продаются местным потребителям через дилеров и цепочки розничных торговцев. Все эти посредники несут расходы, которые должны быть оплачены местным потребителем, создающим статистику национального ВВП. Но, с технической точки зрения, все эти расходы составляют добавленную стоимость в посреднических услугах. Импортный бум, таким образом, также приводит к более высокому показателю роста ВВП.
Насколько велика величина индуцированного роста ВВП от повышения импортных поставок? Розничная цена зачастую является более чем в два раза выше оптовой цены, которую платят импортеры. Местная добавленная стоимость на импорт может, таким образом, легко равняться их стоимости. Это означает, что рост импорта потребительских товаров, эквивалентный 10% ВВП может принести увеличение измеряемого ВВП, примерно, на те же 10%. Но верно и обратное: когда импортный бум заканчивается, измеренный ВВП должен снизиться значительно, потому что гораздо меньше посредничества необходимо. Это падение ВВП, хотя и является естественным следствием снижения импорта потребительских товаров, часто ошибочно воспринимается как нечто, чего следует избегать, потому что кажется, подразумевает, снижение его "потенциала".
В полностью гибкой экономике, это снижение ВВП (и сопутствующего роста безработицы) можно было бы избежать, если бы ресурсы, ранее работавшие в продаже импортных потребительских товаров, были бы быстро использованы для создания экспорта. Но розничные продавцы магазинов и авто дилеры не могут быть легко переквалифицированы в специализированных и высококвалифицированных рабочих, необходимых в современном производстве. В случае с Грецией и Португалией, например, индустрия туризма может поглотить часть безработных розничной торговли. Но магазины и салоны не могут быть преобразованы в туристические достопримечательности, емкость этого рынка услуг будет оставаться ограниченной, пока не пройдет достаточно времени, чтобы построить новые гостиницы, места отдыха и т.д.
Учитывая, что в Греции дефицит текущего счета был близок к 10% ВВП в 2010 году, падение импортируемых потребительских товаров такого масштаба, кажется, продолжится, прежде чем внешний долг страны может быть стабилизирован. Но это означало бы дальнейшее падение ВВП на, примерно, такой же процент (и дальнейший существенный рост безработицы). Даже наиболее гибкой экономики в мире потребуются годы для переключения одной десятой всех его факторов производства от распределения импорта в экспортную деятельность.
Импортный бум в США был намного меньше, чем на периферии ЕС, но недавнее снижение пересмотренного ВВП США можно увидеть через тот же объектив. Импортный бум создает только иллюзию экономической мощи.
Сколько времени потребуется для корректировки? После объединения Германии в течение нескольких лет, импорт вырос, и к 1995 году значительный дефицит текущего счета дал о себе знать. Германии потребовалось десять лет (примерно до 2005 г.) медленного снижения потенциала в секторе строительства, чтобы получить долю на рынке для экспорта этой отрасли. Но Германия не имела задолженности, которой следовало противостоять. Финансовые рынки не могут дать периферии еврозоны слишком много времени. Три небольшие балтийские страны-члены ЕС обеспечены альтернативными моделями: они разработали модели дефицита текущего счета более чем на 20% от ВВП в период кредитного бума, и за последние три года испытали двузначные сокращения. Но, поскольку теперь работают излишки текущего счета, они полностью настроены и могут возобновить рост хотя, естественно, гораздо более медленными темпами, чем во время бума.
Что может быть сделано для ускорения корректировки периферии еврозоны? Официальный рецепт "структурных реформ". Но, в период слабого внутреннего спроса, структурные реформы действительно могут усугубить краткосрочные проблемы. Либерализация рынка труда позволит фирмам в бытовом секторе проводить процедуру увольнения рабочих более быстрыми темпами. Но не приведет к стимулированию экспортно-ориентированных фирм, вкладывать больше средств для создания новых рабочих мест, особенно когда отечественная банковская система находится в состоянии стресса и не может предоставить новые кредиты. Кроме того, дополнительная безработица приведет к росту социально обеспеченных расходов, тем самым увеличивая сокращения в другом месте или к увеличению налогов. Правительства периферии еврозоны, включая Испанию и Италию, в настоящее время стоят перед дилеммой: провести структурные реформы, чтобы увеличить долгосрочный потенциал роста, но ценой еще больших краткосрочных болезненных мер.
Долговой кризис закончится только тогда, когда они поймут это, и смирятся с неизбежными жертвами.
Технически, EUR/USD] на дневном графике восстановился над МА 20, но не смог закрепиться выше 1,4385, что указывает на слабость восстановления. Выше этого уровня находится сопротивление 1,4451 – максимум 1 августа. Поддержка проходит около 1,4058 – минимум 4 августа.
Владислав Митяшин, аналитик компании «FreshForex».