Какая валюта любит «быструю езду»? Да никакая, конечно же. И рубль тут не исключение. Действия российской власти, которые внешние агенты силятся представить самоубийственными и преступными, а внутренние СМИ подают как очевидный политический успех, на экономику влияют неоднозначно. И пусть первые резкие проседания российских курсов и рейтингов оказались лишь на пользу РФ, все еще не закончилось. Как отразится на курсе российской валюты новое падение российских рейтингов, выясняли аналитики интернет-журнала «Биржевой лидер».
Понижение прогнозов по кредитным рейтингам: сомнительность оснований.
В двадцатых числах марта 2014 года международные рейтинговые агентства понизили долгосрочные рейтинговые прогнозы России. По всеобщему мнению, это было реакцией на очередные санкции против России со стороны западных государств. Однако ситуация в некотором отношении выглядит несколько парадоксальной. Во-первых, санкции Запада, которые вроде бы как предназначены выполнить функцию «наказания за Крым», особого вреда России не несут: первая их волна так и вовсе позволила РФ провернуть успешную операцию по выкупу зарубежных активов своих компаний на весьма выгодных ценовых условиях. Во-вторых, основная часть санкций (рассматривать как серьезную опасность индивидуальные санкции визового и банковского характера невозможно) направлена на ухудшение условий заимствования. Любопытный нюанс заключается в том, что ситуация на внешних долговых рынках остается для российских заемщиков достаточно сложной уже давно (в первую очередь вследствие тяжелой ситуации на рынках развивающихся стран) – как на государственном, так и на корпоративном уровне. И объявленные санкции уж точно не смогут ухудшить ее.
Эксперты считают, что на кредитоспособность РФ санкции однозначно не повлияют. О политическом их значении можно дискутировать, однако сомнительные основания для их введения, а также чрезвычайная осторожность западных стран (масса «особых оговорок» при формулировании санкций, ограниченный и относительно небольшой срок их действия) позволяют предположить, что и с политической точки зрения никакой заметной опасности санкции не несут.
Поэтому наряду с сомнениями в обоснованности санкций эксперты высказывают сомнения и в обоснованности рейтинговых прогнозов. Сегодня Россия имеет профицит текущего счета, примерно нулевой дефицит бюджета и один из самых низких уровней внешнего долга. Исполнение доходов осуществляется без каких-либо отклонений. Ни санкции, ни гипотетические проблемы, порожденные «крымской» ситуацией, не могут принести действительно серьезные трудности российской кредитоспособности.
Исходя из этого, понижение агентствами российских кредитных рейтингов, скорее всего, будет воспринято инвесторами как политически мотивированное и мало скажется на общей ситуации долговых и заемных рынков. Кредиторы в первую очередь ориентируются на отчетность компаний и на действующий рейтинг, а уже потом – на рейтинговые прогнозы. Поэтому подорожание кредитов если и будет иметь место, то окажется точечным.
Основания сомнительны, но они есть: эксперты призывают быть бдительными.
Тем не менее, никто их экспертов не видит оснований отмахиваться от прогнозов ведущих рейтинговых агентств:
- риски подобных решений были учтены рынками еще до обнародования прогнозов, а, значит, основания прогнозов пусть и сомнительны, но не фальсифицированы;
- на данный момент геополитические риски РФ рассматриваются как растущие, что снижает интерес к российским активам;
- котировки российских евробондов дают кривую, практически совпадающую с кривой евробондов Турции, рейтинги которой заметно ниже российских.
В то же время прогнозы сформулированы в крайне неопределенной ситуации: звучали громкие заявления о санкциях, из которых и исходили аналитики. Однако заявления до сих пор не подтверждены реальными шагами, и от многих заявлений западные страны (исключая США и Канаду) уже отказываются. Следовательно, прогнозы могут быть изменены в любой момент.
Что ждет рубль в свете непредсказуемости ситуации и ухудшения прогнозов?
Означает ли это, что никакой реакции рынков и экономики на ухудшение прогнозов не последует? Эксперты так не думают. Объем привлекаемых средств будет сокращен вследствие стоимости заимствований, и для некоторых рыночных игроков это будет чувствительным ударом. Но, скорее всего, никаких резких движений кредиторы и инвесторы делать не будут, а просто возьмут паузу, чтобы дождаться прояснения ситуации. Соответственно, ожидать заметного оттока капитала из России не стоит: по сравнению с недавними масштабами этого оттока, перспектива вполне терпимая, и отток коснется (если коснется) только фондового, но не производственного рынка, как отмечают аналитики RVD Markets.
Рейтинг РФ даже с учетом прогнозов остается инвестиционным; однако сама возможность (пусть и уменьшающаяся) дополнительных санкций и ситуация непредсказуемости негативно влияют на развитие российской экономики. Некоторые эксперты даже не исключают вхождения России в рецессию. Правда, оговариваются: этот риск – долгосрочный, и вероятность минимальна. Причиной этого риска являются, конечно, не сами прогнозы рейтингов, а реальное нежелание иностранных инвесторов вкладывать деньги в российские активы.
Пожалуй, наиболее уязвимой в этом отношении можно считать российскую валюту. Рубль весьма чутко реагирует на изменения рейтинговых прогнозов, тем более что за последнее время ему пришлось пережить несколько периодов неприятной «тряски» и скачков. Было бы логично предположить, что, вне зависимости от дальнейшего развития ситуации, рубль отреагирует на понижение прогнозов понижением своего курса.
Тем не менее неделя после понижения рейтинговых прогнозов ознаменовалась четырехпроцентным укреплением российского рубля. Правда, эксперты не рекомендуют ожидать устойчивого укрепления, поскольку иностранные инвесторы, скорее всего, продолжат сокращать свое присутствие в российских финансах, а сложности с рефинансированием погашаемого внешнего долга за счет новых займов никуда не денутся. У рубля слишком мало источников поддержки для того, чтобы зафиксировать укрепление.
В то же время эксперты отмечают, что за эту же неделю фактически остановился отток капиталов с развивающихся рынков, что положительно скажется на российской экономике. Одновременно с этим они обращают внимание на показатели недели с 13-го по 19-е марта, когда приток средств в инвестирующие в российские активы фонды поставил рекорд с мая 2013-го года. Это говорит о том, что непредсказуемость ситуации (в том числе и политической ситуации вокруг Украины) может сыграть как против, так и в пользу российской экономики и российской валюты.
Технический анализ курса евро к российскому рублю.
На пятничных биржевых торгах курс рубля к единой европейской валюте продолжил краткосрочную тенденцию к ослаблению, начавшуюся в среду, 26 марта.
Анализ чеырехчасового таймфрейма графика валютной пары евро/рубль, проведенный экспертами, показывает, что движение вверх от уровня 48.756 является коррекционным по отношению к предыдущему движению вниз от уровня исторического максимума 51.070. Достигнутый в среду суточный локальный максимум 49.306 с точки зрения технического анализа представляет повышенный интерес. На этом значении цены совпали сразу несколько технически важных уровней: уровень сопротивления по предыдущему локальному ценовому минимуму, значение 261.8% по фибосетке от первой волны нисходящего тренда, касание линии наклонного канала, проведенной по локальным максимумам нисходящего тренда. При этом нисходящий тренд на этой неделе преодолел линию восходящего наклонного движения вверх старшего волнового уровня, что послужило сигналом вероятной смены направления среднесрочной тенденции с восходящей на нисходящую.
Если в движении предстоящей торговой недели цена закрепится под линиями наклонных каналов и уровнем поддержки 48.558, то предположение о смене среднесрочной тенденции получит подтверждение, и вероятно тестирование следующей поддержки 46.764. В случае продолжения начатого в среду движения вверх младшего волнового уровня и преодоления уровня сопротивления 49.306 трейдеры будут ожидать технических подтверждений окончания всего движения вниз от исторического максимума и продолжения долгосрочного восходящего тренда.