Горячие Новости

Облако тегов

Россия исчерпала резервы для дальнейшей поддержки курса рубля

Российская экономика, пребывающая под грузом западных санкций, а также сполна ощущающая последствия падения биржевых котировок основных сортов нефти, переживает крайне тяжелые времена, сопоставимые с самыми кризисными периодами. Падение покупательной способности населения во многом связано с удешевлением российского рубля, вместе с тем, власть пытается снизить отрицательные последствия данного явления, впрочем, в окружении российского нацлидера Владимира Путина уже признают, что ресурсы по поддержке курса национальной валюты исчерпаны.

Остается уповать лишь на влияние ключевой ставки Банка России.

По словам помощника российского президента Андрея Белоусова, текущий уровень валютных резервов России уже не позволяет финансовым властям РФ проводить интервенции для поддержания курса рубля, и в нынешней ситуации единственным рычагом влияния Центробанка России на курс национальной валюты является ключевая ставка. «В чем сложность сегодняшней ситуации? Первый момент - у нас рубль сегодня находится в плавающем состоянии. И у нас сейчас уже нет тех золотовалютных резервов или валютных резервов, которые мы могли использовать для поддержки рубля в 2013 году», - заявил путинский помощник Белоусов, слова которого приводит информационное агентство «Прайм» присутствующим на форуме «Территория смыслов», проходящем на Клязьме.
 
Белоусов напомнил, что в настоящее время размер валютных резервов Российской Федерации составляет чуть более 300 миллиардов долларов, чего явно не достаточно. «Из этих 300 миллиардов долларов более 120 миллиардов долларов приходится на запасы правительства - это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, которые хранятся в валютной форме», - пояснил советник Путина, по словам которого, оставшейся части резервов хватит примерно на 9 месяцев покрытия товарного импорта или, примерно, на полгода импорта товаров и услуг.
 
«Это, на самом деле, минимальная планка, которая считается в мире естественной границей», - констатировал Андрей Белоусов. «Поэтому когда (глава Центробанка РФ Эльвира – Ред.) Набиуллина говорила о том, что ЦБ будет пополнять резервы - это было вполне оправданное заявление, связанное с их состоянием, которое может оценить любой инвестор», - продолжил он.
 
В то же время, Белоусов добавил, что российский рубль находится в плавающем состоянии и Центробанк России имеет весьма ограниченные возможности для того, чтобы влиять на его курс посредством валютных интервенций. «Поэтому в руках ЦБ остается другой рычаг - ключевая ставка, с помощью которой регулятор может влиять на стоимость денег в экономике», - резюмировал советник российского президента Андрей Белоусов.
 
Аналитики «Биржевого лидера» напоминают о том, что в минувший понедельник валютные торги были открыты ростом американской валюты по отношению к курсу российского рубля – стоимость одного доллара составляла 65,41 рубля, что оказалось на 42 копейки выше уровня, зафиксированного к закрытию предыдущего торгового дня. На протяжении последующих двух часов курс доллара продолжил расти, и уже к 11 часам 30 минутам стоимость американской валюты обновила февральский максимум по отношению к российскому рублю, составив 65,72 рубля за доллар, - отмечают аналитики брокера YA-HI.
 

Наступает клиническая смерть экономики России.

По словам доктора экономических наук, декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, в настоящее время российская экономика находится «при смерти», процесс ее падения начался еще несколько лет назад, а западные санкции и падение цен на нефть, похоже, «добили» ее окончательно. «Сейчас наступает клиническая смерть экономики. Это состояние, когда останавливается экономическое сердце — инвестиционный мотор. Замедление идет с 2011 года, это не неожиданность для экономистов. Санкции, падение цен на нефть только обострили и ускорили то, что все равно бы произошло», — рассказал эксперт в интервью сайту Harvard Business Review.
 
«Россия 50 лет, с 1965 года, с открытия Самотлора — крупнейшего в РФ нефтяного месторождения — боролась с желанием выйти на пенсию. Месторождение было открыто в тот момент, когда пытались проводить косыгинские экономические реформы. И власть решила: бог с ними, с реформами, когда есть нефть. С тех пор это решение неоднократно воспроизводилось разными властями страны. Семь-восемь лет назад экономисты, работавшие над стратегией 2020, дружно сказали: «Сырьевая модель уходит, внутренний спрос недостаточен, поэтому нужно менять модель, иначе произойдет необратимое». Это необратимое и происходит», — подчеркнул декан факультета экономики МГУ имени Ломоносова.
 
Вместе с тем, Аузан уверен, что существует лишь два способа оживить экономику РФ. По его словам, первый из них заключается в проведении структурных реформ, создании привлекательного инвестиционного климата. «Я считаю, что делать это нужно, но эффекта не будет: для того, чтобы притекли инвестиции, недостаточно улучшить инвестиционный климат. Если действует режим санкций, какие могут быть иностранные инвестиции?! Плюс война — это всегда риски для отечественных инвестиций: не понятно, чего ждать и что будет», — подчеркнул экономист.
 

Второй способ, по словам Аузана, повышение внимания государственным инвестициям. «К сожалению, их гораздо меньше, чем представляется многим, потому что мы не должны рассматривать резервы Центрального банка как источник таких инвестиций: они нужны только для поддержания макроэкономической стабильности. Сегодня госинвестиции могут составить, по разным подсчетам, от семи до девяти триллионов рублей, и это совсем не много. До кризиса годовые инвестиции в России были 15 триллионов рублей, так что нынешних средств не хватит и на год. Если делать массовый вброс государственных инвестиций, наверняка придется вводить валютные ограничения по периметру, иначе деньги исчезнут — их быстро и незаметно для нас поглотит мировой рынок. Ввести эти ограничения проще, чем остановить холодную войну. Они не коснутся населения, конвертации — только движения капиталов. Но это все равно плохо: если всех впускать и никого не выпускать, инвесторов не останется. Я убежден, что метод вброса госинвестиций будет применен. Даст ли он результат, неизвестно. Удастся поднять темпы роста — не до пяти процентов, но до двух-трех к 2018 году. И все. Если не заработает постоянная связка государственных и частных инвестиций, то темпы все равно упадут — только резервов уже не будет. И мы окажемся в той же точке, но в более тяжелом положении», — констатировал кандидат экономических наук Александр Аузан. 

Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

Компания ВАЗ
Компания ВАЗ
Радио «Свобода»
Радио «Свобода»
курс казахстанского тенге
Курс казахстанского тенге к украинской гривне
Протестантизм
Протестантизм
Фундаментальный анализ
Фундаментальный анализ
Олег Тягнибок
Тягнибок Олег Ярославович