Ввиду девальвации национальных валют в Российской Федерации и в соседних государствах по этому поводу даже стартовала самая настоящая информационная лихорадка. На этом фоне некоторые эксперты вновь придали актуальность теме вероятного создания единой валюты Евразийского экономического союза. Ранее неоднократно представленная идея называлась преждевременной.
В качестве подтверждения этой позиции приводились многие довольно серьезные аргументы. В то же время уже все больше становится ясно, что активное сопротивление девальвации различным методам валютного контроля прекращается. Символичную роль в данном случае сыграло то, что в понедельник 24 августа курс американского доллара преодолеет отметку в 70 рублей, чего так боялись, но предвидели аналитики. Немногим ранее в Астане приняли решение об отказе от искусственной поддержки тенге.
В результате национальная валюта Казахстана в кратчайшие сроки утратила 30 процентов от своей предыдущей стоимости. Президент Нурсултан Назарбаев вынуждено констатировал факт того, что правительству приходилось на протяжении двух предыдущих лет удерживать тенге на былой отметке. Специально для этого регулятору пришлось расстаться с 30 миллиардами долларов США.
Достаточно быстро на официальном уровне подтвердилась информация о том, что вслед за тенге в сторону пропасти двинулся и белорусский рубль. В Минске по старой доброй привычке решили в таких условиях нажать на кнопку «Стоп». Национальная валюта из-за этого с огромным трудом, но все-таки несколько реагировала на поступающие сверху команды. С учетом серьезной вовлеченности государства в мировые события и членство в ЕАЭС можно даже не сомневаться в том, что валюта Беларуси не могла слишком долго быть такой же покладистой.
Практически аналогичные ситуации стали происходить в Узбекистане и Туркменистане. В данном случае показательным выглядит опыт Азербайджана и Грузии. Тбилиси все-таки в стороне находится от альянса, но лари уже достаточно давно сталкивается с откровенной лихорадкой. С начала текущего года грузинская национальная валюта уже успела обесцениться на целых 40 процентов. Баку в то же время пытается всячески имитировать самодостаточность, но пункты обмена валют в Азербайджане все чаще попросту не работают. Основной темой для разговоров в общественности является вероятное наступление полноценной девальвации.
Достаточно интересные события на сегодняшний день происходят в Армении, ведь данное государство интегрировано в ЕАЭС и находится в близких отношениях с Российской Федерацией. Опытные международные эксперты уже неоднократно советовали властям Еревана полностью прекратить попытки в условиях падения курс рубля искусственно поддерживать курс драма. Судя по всему, политическое руководство Армении прислушалось к данным советам. В данном случае не к месту говорить о том, что с серьезными валютными проблемами столкнулись в Киргизии и Таджикистане, ведь Бишкек и Душенбе не особо отличались собственной экономической стабильностью.
Такой итог событий был слишком очевидным для профильных специалистов. Теперь важно проследить за тем, в какую сторону заведут разговоры о единой валюте в рамках Евразийского экономического союза. В данном случае мотивы выглядят слишком просто. Многие говорят о том, что валюты отдельных государств региона и без того обесценились, что якобы является причиной для совершения рискованных шагов. Новые деньги при определенных обстоятельствах могли бы замедлить многочисленные негативные процессы, происходящие на сегодняшний день.
Опасная и преждевременная идея.
У предложения о создании единой валюты ЕАЭС изначально было достаточно много противников. Теперь они активизировались и называют такую идею слишком преждевременной. Такой шаг может в кратчайшие сроки породить огромные экономические противоречия между пока еще партнерами и союзниками. Столкновение амбиций может вовсе в итоге привести к значительным разногласиям и нарушении ранее достигнутых договоренностей. В таком случае уже абсолютно можно будет забыть о былых надеждах на мощное и перспективное экономическое сотрудничество в рамках общего альянса. В любом случае готовность того или иного государства к переходу на другую валюту должна предварительно профессионально оцениваться целым рядом важнейших признаков. В случае с вероятным объединением нескольких субъектов вокруг денежного вопроса нужно просчитать мобильность товаров, труда и капитала.
Существует еще очень серьезная проблема, которая может сыграть основную роль в предстоящем переговорном процессе. Дело в том, что нереально с абсолютной точностью сравнить экономические потенциалы Армении, России, Казахстана, Узбекистана и других стран. Все они будут претендовать на определенную долю в альянсе, что в любом случае породит внутренние конфликты. Практически не верится в то, что такой международный диалог может быть максимально прозрачным и честным. Тот же Назарбаев уже сейчас предпочитает на публике уходить от этого вопроса, ведь нереально предугадать, каким образом изменится ситуация на следующем этапе переговоров. Такая неопределенность также выступает в качестве аргумента против создания единой валюты ЕАЭС.