В материалах Центробанка сообщается, что реальный эффективный курс рубля за апрель текущего года вырос на 2,5 процента к иностранным валютам относительно предыдущего месяца. Каков долгосрочный прогноз и стоит ли опасаться девальвации рубля в ближайшей перспективе рассказали опрошенные корреспондентом «Росбалта» эксперты.
Согласно мнению Степана Демуры, финансового и биржевого аналитика, на протяжении двух-трех месяцев на рынке следует ожидать затишья. «Мой прогноз такой. В текущем году мы будем иметь 97 рублей за доллар. И это лишь начало концерта. После этого будет и 125 рублей, а к концу 2019 года можем увидеть даже 500 рублей за доллар. Сейчас многие пугают, что доллар будет стоить 70 рублей – но это еще не самое страшное. Это нормальная коррекция. Снижаются нефтяные цены. Сейчас мы входим в мощнейшую рецессию и по сравнению с ней то, что было в 2007-2008 году, - это лишь цветочки. У мировых индексов остался один незначительный поход наверх. Он может занять квартал, а может пять месяцев. После чего начнется самый мощный в истории рынков обвал со всеми вытекающими для рубля последствиями. Сейчас уже нельзя что-то сделать. Однако я полон оптимизма. Прогноз могут посчитать пессимистичным те, кто совсем ничего не понимает в экономике. А кто в этом понимает, то может очень хорошо заработать»», - отмечает эксперт.
Вадим Жартун из консалтинговой компании Nova Team отметил, что «давать краткосрочный прогноз по курсу рубля может только азартный либо крайне неосторожный человек». «На ситуацию могут оказать влияние несколько факторов. В ближайшее время мы ожидаем очередного саммита ОПЕК, в ходе которого будет принято решение или о продлении ограничения на нефтедобычу, или это ограничение снимут. Этот саммит является чрезвычайно серьезной развилкой и, судя по всему, ограничение продлят, поскольку это очень хорошая PR-акция. Она всегда положительно влияет на нефтяные котировки. Однако как сильно на этот раз отреагирует рынок, пока неизвестно. Возможно, что слабее, нежели в прошлый раз. Тем не менее, это толчок роста нефтяных котировок. А рубль в настоящее время фундаментально не привязан ни к чему, кроме нефти. Все прочее вторично, по отношению к движению нефтяных цен», - отмечает Жартун.
Согласно его мнению, Центральный банк и Министерство финансов тоже не знают, что будет происходить дальше. «Я не вижу решимости у Минфина и у Центрального банка проводить какие-то масштабные интервенции. Они, судя по всему, тоже не знают, как будет меняться дальнейшая ситуация. Поэтому хотят придержать резервы. Теоретически они могли бы воздействовать в довольно широких пределах на курс на протяжении 3-х месяцев, полугода, года. Правда, я сомневаюсь, что они станут делать это. Ведь с нашими резервами удерживать неравновесный курс можно месяцев двенадцать, после чего эти резервы закончатся. Еще одним фактором, который вносит неопределенность является carry trade. И если движение курса будет очень резким, то иностранные игроки станут выводить средства, что вызовет эффект лавины. А спрогнозировать, насколько серьезной будет паника, тоже почти невозможно», - подчеркивает эксперт.
Давать прогноз на 4 месяца, отмечает Жартун, - очень большая лотерея. «Если учитывать наиболее вероятные события, тогда можно сделать некоторые предположения. Допустим, на предстоящем саммите ОПЕК примут решение продлить режим ограничений на нефтедобычу. Нефть возвращается в диапазон 50-55 долларов, а рубль девальвирует до 60-62 за доллар. Однако это при самом благоприятном, нетравматичном варианте из всех вероятных. На практике все может оказаться намного интереснее. Лето - это период, когда традиционно, на протяжении многих лет, за исключением минувшего года, нефтяные котировки стабильно падали и пик падения был как раз в июне-июле. Если данный тренд оживет, тогда может случиться все, что угодно»», - подчеркивает Жартун.
Андрей Мовчан, руководитель экономической программы Московского центра Карнеги полагает, что искусственная девальвация рубля вряд ли возможна. «У Центробанка нет таких ресурсов, чтоб ее создать. А естественная - может быть. У нас просто некому организовать эту девальвацию. Допустим, если Центробанк выйдет с какими-то безумными покупками валюты. Но опять же - что представляют собой безумные покупки валюты? Это означает, что у нас на рынке появятся рубли в большом количестве. Куда эти рубли пойдут? У кого регулятор будет эту валюту покупать? Ведь он не может перекосить банковскую валютную позицию. Да и валютой сейчас мало кто в стране владеет. Соответственно, нужно будет ее покупать у иностранцев. То есть Центральный банк достаточно зажат. И все, что он может сделать, — попытаться выпустить доходный рублевый долг в большом объеме. Говоря условно, продать его за валюту. Однако такие действия требуют согласования, и все это просто так не делается», - отмечает эксперт.
В свою очередь Лев Савулькин, специалист Леонтьевского центра подчеркивает, что если власти и хотели бы девальвировать рубль, то не всегда это возможно. «Да, обесценивание валюты может помочь исполнить бюджетные обязательства, однако для этого необходимы условия, зависящие от цен на ключевые экспортные товары — газ и нефть. Если цены на газ и нефть будут падать, тогда курс рубля тоже будет снижаться», - отмечает эксперт.