Аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай отметил, что рубль ведет себя не по правилам.
В комментарии агентству ПРАЙМ эксперт обратил внимание на парадокс: рубль, который «вечно» был привязан к стоимости нефти, прямо противоположно отреагировал на достижение марки Brent исторического максимума в 5100 рублей за баррель, опустившись в конце прошедшей недели ниже отметки 69 руб./долл. Банк России, пытаясь поддержать рубль, даже отменил валютные интервенции как минимум до конца сентября. Но поможет ли это российской нацвалюте?
Сегодня на финансовом рынке образовалась аномальная ситуация, когда капиталы усиливают бегство, несмотря на рост нефтяных котировок. Пытаясь ослабить избыточное ослабление курса нацвалюты, Центробанк РФ принял решение временно уйти с рынка ради финансовой стабильности. И эта пауза может затянуться до начала ноября, пока не проявится ясность в отношении новых американских санкций.
Минфин пытается успокоить игроков финансового рынка, заявляя, что «решение ЦБ РФ не повлияет на выполнение плана закупок валюты в рамках бюджетного правила». Однако суть бюджетного правила, как считает Порывай, как раз и состоит в том, чтобы снизить зависимость российской экономики от цен на нефть через курс рубля. Однако механизм валютных интервенций, проводимых Банком России по поручению Минфина, на самом деле не изымает излишки валюты с рынка, а является элементарным обменом валютой между двумя ведомствами.
Рубль стал управляемо плавающим, так как регулятор не может по своему усмотрению как покупать, так и не покупать валюту в требуемых объемах – до 60-70 процентов сальдо счета текущих операций. Из-за этого котировки российской валюты могут колебаться в диапазоне 10-15 рублей относительно доллара США – как в сторону ослабления, так и укрепления рубля. Однако из-за американских санкций российская валюта вряд ли укрепится ниже уровня 66 руб./долл. Укрепиться рублю не дает целый ряд факторов: выплаты по внешним долгам российских компаний и банков, отток капитала, рост импорта.