С января текущего года родители и журналисты обсуждают активно новую якобы суицидальную детскую игру под названием «Синий кит». Об этом 7 марта рассуждает Владимир Тодоров в «Lenta.ru».
Неcмотря на отсутствие каких-либо доказательств, пугают экспертные аналитики россиян новостью про самоубийства десятков лиц подросткового возраста.
Раздаются при этом родительской аудитории различные советы. «Лента.ру» смогла выяснить, кто в действительности популяризирует «Синего кита» и следует ли бояться того или иного зловещего куратора из суицидальных групп и сообществ.
В феврале «Центром интернет-технологий» (с полной аббревиатурой РОЦИТ) выпущено исследование под пугающим до дрожи заголовком «На Instagram обрушились хештеги в «группах смерти»». Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» считают, что этот документ последовательно утверждает: невзирая на то, что администрацией соцсети «Вконтакте» заблокирован и удален ряд предыдущих тегов, зловещими администраторами суицидальных групп и сообществ продолжается «воспроизведение игроков и кураторов» – с января нынешнего года были зафиксированы свыше сорока тысяч возможных участников в «группах смерти».
Действительно это внушало бы опасения, но ведь РОЦИТ не рассказал про методику подсчетов.
И к тому же не упомянул, что не у каждого репостящего хештег подростка обязательно возникает желание вступить в смертельные игры.
Новость про возрождающиеся «группы смерти» была предсказуемо воспринята угрозой с общемировым масштабом. Даже сеть Instagram, игнорирующая не первый уже год закон про персональные данные, обсудила ситуацию с сотрудниками Роскомнадзора и удалила свыше трех сотен ссылок по суицидальному контенту.
Правда, не слишком это помогло в противодействии распространению в некотором смысле зловещей новой игры, которая на этот раз прозвана «Синим китом». И стоит за это сказать отдельно спасибо средствам массовой информации. Замаскировав наборы трафика под процесс освещения важной для общества темы, корреспонденты сотен медиа-изданий углубились тут же в расследование и в связке с экспертами стали строить различные версии про то, кто же стоит за кровавыми флешмобами.
Например, вице-президентом в Российской ассоциации криминологии, доктором философских наук Игорем Сундиев вина во всем была возложена на гибридные войны, призванные «переломить тенденции к демографическому росту». Журналистом Александром Милкусом ведутся разговоры про «отголосках специальной операции против подростков из Российской Федерации».
Как же боролись с игрой «Синий кит»?
В действительности работники правоохранительных органов не сидели, сложив руки: координаторы в «группах смерти» были арестовываны в Северной Осетии, а также на Украине и иных государствах Содружества независимых государств.
Были и лица, кто не поддавался общему чувству паники и считал игру «Синий кит» интернет-легендой, чья действительная роль в разворачивающейся якобы эпидемии с суицидами преувеличена сильно. Придерживавшиеся подобной точки зрения считали, что вдохновляются подростки историями о китах и создают одноименную группу, однако не стремятся к доведению до самоубийства своих сверстников. Но массовой истерией заглушались разумные отдельные голоса и доводы. Еще бы, с «Синим китом» теперь ведь играются даже в Америке и Европе.
На «Синего кита» ополчились быстро вездесущие интернет-тролли, включая обитателей в анонимном имиджборде «Двач». И вряд ли кому-то из них приходит в голову мысль о том, что всегда дети проявляют особый интерес к тем темам, которые обсуждаются и уж тем более запрещаются взрослыми. Ежедневно наблюдая репосты новостных сообщений о суицидальных группах в ленте соцсети «ВКонтакте» (а таким именно образом современной молодежью потребляется информация), подростки ради своего детского интереса играли в упомянутую игру, что могло в итоге приволить к печальному последствию. Не факт совсем, что привело, однако плевать всем – сейчас всякие подростковые самоубийства на автомате ассоциируются с «Синим китом».
Россияне не интересуются, что уголовное дело в отношении арестованного Филиппа Лиса, доводившего вроде до самоубийства полтора десятка подростков, разваливается, по слухам, из-за отсутствия конкретных доказательств, и у обвинения их, похоже, не имеется.
Но проблемы не в этом даже. Родители не привыкли просто разговаривать со своими детьми и являться одновременно для них моральными авторитетами, лучшими друзьями и опытными советчиками. Невдомек им, что их детей, возможно, унижают и побивают в школе.
Непонятен для взрослых россиян и повальный интерес подростков к соцсетям и гаджетам. Родителям такое пристрастие не то что трудно это понять -- и не пытаются они это сделать. Ведь легче не выслушивать ребенка и советовать ему разумные альтернативы, а начитаться нескольких истеричных заметок и статей о «синих китах» и напялить на голову своему чаду что-то вроде пресловутого «безопасного шлема в интернете».
Неудивительно, что с таким родительским отношением все чаще подростки увлекаются странной, но провокационной игрой типа «Синего кита» и теми же «группами смерти».