Президент Украины своим указом ввел в действие решение Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) о применении санкций в отношении Российской Федерации. Отныне работа более четырехсот российских компаний будет в Украине ограничена. В их числе – «Яндекс», «Вконтакте», «Одноклассники», сайты «Доктор Веб» и «Лаборатория Касперского».
Решение украинского руководства блокировать российские соцсети вызвало достаточно острую реакцию у их пользователей, которых в Украинском государстве - не один миллион. Однако это, судя по всему, не пугает официальный Киев, пишет украинский журналист и политический обозреватель Сергей Руденко в своей статье на страницах «Deutsche Welle».
Война «Вконтакте» и «Одноклассникам».
Соцсети «Одноклассники» (ОК) и «Вконтакте» (ВК) в Украине являются безусловными лидерами по посещаемости. К примеру, в феврале текущего года оба проекта собрали свыше 600 миллионов визитов. Большой трафик и огромные аудитории, конечно, выглядят привлекательно как для тех, кто занимается бизнесом, так и для тех, кто делает политику. Так, в одном лишь ВК создано больше двух тысяч антимайдановских групп, а в них вовлечены сотни тысяч пользователей.
Руденко напоминает, что в конце 2013-го года ФСБ требовала от создателя «Вконтакте» Павла Дурова личные данные организаторов поддерживавших Евромайдан групп. Результат – Павел Дуров был вынужден продать сеть.
Желание украинского руководства ограничить влияние ОК и ВК вполне понятно, отмечает журналист. Эти соцсети через холдинг «Mail.Ru Group» контролирует близкий к российскому президенту Алишер Усманов. В руках кремлевской безжалостной машины «Одноклассники» и «Вконтакте» превращаются в еще один элемент гибридной войны Москвы против Украины. Миллионы украинских граждан сидят у этих соцсетей «на игле», доверяя им личные данные и находясь в орбите информационного влияния Москвы, отмечает Сергей Руденко.
Решение о блокировке ВК и ОК, как и предполагалось, вызвало достаточно бурную реакцию в самой Сети. Пользователи считают решение СНБО наступлением на свои гражданские свободы. Правда, отмечает Руденко, они забывают, что Российская Федерация вот уже 3 года воюет с украинцами. В Донбассе гибнут люди - не виртуальные, а реальные. В этих условиях ВК и ОК, на которых существуют антиукраинские паблики, смертельно опасны для Украины, так же как и снаряды, которые летят в мирные дома наших соотечественников. Они обладают таким же разрушительным действием, полагает журналист.
Цель блокирования ОК и ВК, антивирусных программ «Доктора Веба» и «Касперского», отдельных сервисов «Яндекса», - показать решительность официального Киева в отношении российского продукта на территории Украины. Однако эта решительность вызвала довольно серьезную обеспокоенность у отечественных предпринимателей, которые пользуются продукцией теперь уже подсанкционной компании 1С. Речь о программах, с помощью которых ведется бухгалтерский учет. Правда, оптимисты говорят, что из-за этого катастрофы с бизнесом не случится, поскольку речь не о запрете самого программного продукта, а компаний, сопровождающих его в Украине. Так ли это должны объяснить представители украинской власти, которые пока что не спешат с разъяснениями, как будут действовать санкции относительно российских компаний.
Некоторые украинцы, которые плотно «сидят» на российских сервисах, сейчас причитают, что их жизнь после 1 июня текущего года остановится (тогда, как ожидается, начнет действовать решение об ограничительных мерах). Правда, что-то подобное звучало в Украине и после принятия решения про запрет российских сериалов, и тогда, когда из кабельных сетей пропали российские телевизионные каналы, отмечает Руденко. Однако это длилось недолго. Скорее всего, так будет и на этот раз - через 3 года в Украине уже и не вспомнят об «Однокласниках» или «Вконтакте». В конце концов, без указанных социальных сетей, российских антивирусников и «Яндекса» спокойно живет весь мир. И Украинское государство проживет, отмечает журналист.
Инструмент давления.
Впервые за 3 года военных действий официальный Киев решился на такие резкие движения в сторону российских предприятий, пишет Руденко. Речь ведь не только об ОК и ВК. Среди более чем четырехсот российских компаний, очутившихся в последнем санкционном списке, - авиапредприятия, банки, предприятия «Газпрома», промышленные гиганты и так далее. Для них ограничения будут действовать от 1-го до 3-х лет. Другими словами, российские бизнесмены должны на себе ощутить цену аннексии Крымского полуострова и войны в Донбассе.
Правда, в нынешний санкционный перечень попали не все работающие в Украине российские компании. Структуры Александра Бабакова и Константина Григоришина, контролирующие часть украинских облэнерго, нефтяные и телекоммуникационные компании, банки мирно себе существуют на украинских просторах. Как с ними поступить, в Киеве, похоже, пока не решили. На этом фоне блокирование «Вконтакте», «Одноклассников» и «Яндекса» выглядит как полумера. Но, сказав «а», украинские власти рано или поздно будут вынуждены сказать и «б» - в отношении тех, кто не оказался в нынешнем санкционном списке, отмечает Сергей Руденко.