Сложно ли купить новенький автомобиль в Узбекистане? Очень даже непросто, это вам даже любой ташкентский мальчишка скажет. Узбекистан живет как бы в двух измерениях – официозном и реальном, водораздел между двумя мирами проходит практически во всех сферах жизни этой центрально-азиатской республики. И разница между этими двумя мирами порой колоссальная. С первого взгляда, купить новое авто в Узбекистане не составляет труда – в государстве множество фирменных автосалонов и работают легальные авторынки, где можно приобрести «почти новьё». Но реальный визит в автосалоны развеивает наивность моментально. Неписанные законы потому так и называются, что их не печатают, а передают из уст в уста. Вот и попробовали эксперты отдела «Новости Узбекистана» журнала для инвесторов «Биржевой Лидер» разобраться, сколько реально стоят новые автомобили в республики и сколько времени пройдет от момента оплаты до получения ключей от еще пахнущей краской машины.
Понять суровую реальность узбекского авторынка помогли рассказы покупателей на Радио «Озодлик» (узбекская редакция «Радио Свобода») и советы пользователей социальных сетей – Одноклассники.ру , ВКонтакте , Яндекс.Блоги , Facebook , Twitter и других.
Выбор широк, но…
Сегодня компания GM Uzbekistan выпускает больше десятка различных моделей автомобилей, которые свободно можно купить в автосалонах республики, – Malibu, Lacetti, Cobalt, Matiz и другие. Они широко представлены в автосалонах, но вот выбрать подходящую модель, как свидетельствуют покупатели, весьма проблематично. Например, Шоира Содикбекова из Ташкента рассказывает, что хотела приобрести Nexia. Но ей в автосалоне отказали – мол, есть только SPARK. Пришлось брать то, что предлагали, а не то, что хотелось.
Блогеры в Одноклассники.ру подсказывают, что нужная модель всегда «найдется» за вознаграждение. Обычно речь идет о сумме от 100 до 1000 долларов США – в зависимости от желаемой модели. Чаще всего эти деньги передаются не прямо в руки менеджеров автосалона, а через жучков-маклеров, которые во множестве крутятся в точках автопродаж.
Деньги вечером, авто – утром
Но не так быстро, как в бессмертном романе Ильфа и Петрова. В автосалонах Узбекистана «завтра» растягивается обычно до одного года, а то и полутора лет. Покупатель подписывает договор с автодилером и должен уплатить в качестве предоплаты 85 процентов стоимости выбранного автомобиля. В договоре упомянутой нами Шоиры Содикбековой, к примеру, было указано – от 5 месяцев до года. Приглашение забрать свое авто она получила через 10 месяцев. Но сразу получить машину не смогла – какие-то проблемы, неувязочки, кого-то из нужных сотрудников на месте не было и пр. Забрать вожделенную машину смогла лишь через неделю.
А дала бы кому надо долларов 100, забрала бы свой SPARK в тот же день, поясняют пользователи ВКонтакте и Яндекс.Блоги.
Цену диктует продавец
Еще один неприятный момент для покупателей: если за время многомесячного ожидания производитель поднимет цены на автомобиль, то покупателю придется доплатить с учетом новых расценок. И это несмотря на 85-процентную предоплату и четко обозначенную стоимость машины в договоре с автосалоном! Шоире Содикбековой при получении автомобиля предъявили счет на 8 миллионов сумов, хотя 15-процентная доплата по условиям договора составляла всего 3 миллиона сумов. Разница весьма ощутимая, но обойти этот «подводный риф» не поможет никакой посредник: хозяин (в данном случае GM Uzbekistan) – барин. Минимизировать риск переплаты можно только за счет сокращения срока ожидания своего автомобиля – естественно, за взятку. По данным в Одноклассники.ру и ВКонтакте, такое «ускорение» обходится покупателю до тысячи баксов.
Реальная цена намного выше ценников в автосалоне
Если суммировать все «благодарности» работникам автосалонов и разницу в ценах при заказе автомобиля и его получении, то выходит, что «железный конь» обходится покупателю намного дороже, чем обозначено на ценниках автосалонов. А до августа 2012 года эта разница была еще больше, ведь раньше машины в автосалонах можно было купить только за валюту – доллары , евро , фунты стерлингов , швейцарские франки (российские рубли к оплате не принимались). А разница стоимости доллара между курсом валют узбекского Центробанка и «черного рынка» весьма существенна – до 50 процентов, просвещают подкованные пользователи соцсетей .
Так что узбекским гастарбайтерам, которые в поте лица работают в Казахстане , России , Украине , Беларуси и других государствах СНГ и дальнего зарубежья и ежемесячно откладывают российские рубли, украинские гривни либо казахские тенге на покупку четырехколесного друга и кормильца, нужно не цены на сайтах узбекских автосалонов в Интернете изучать, а почаще заходить в Одноклассники.ру и ВКонтакте, чтобы, руководствуясь советами знающих людей, правильно рассчитать затраты на покупку новенького автомобиля по возвращении на родину.