Черногория на пороге перемен, менее чем через месяц – 7 апреля, должны состояться выборы президента. На сегодняшний день большее количество возможностей и полномочий сосредоточены в руках премьер-министра, поэтому от роли президента, особенно если это фигура независимая, будет зависеть будущее Черногории. Следует заметить, президентские выборы уже сейчас привлекают большое внимание европейского сообщества:
- во-первых, Черногории предстоит сделать выбор в пользу Западно-европейского вектора: ЕС и, возможно, НАТО. Либо предпочесть укрепление существующих связей со своими историческими побратимами – Россией и Сербией. Впрочем, к последней у черногорцев отношение неоднозначное;
- во-вторых, некоторые эксперты полагают, что именно сейчас может наступить переломный момент смены не только личности будущего главы, но и всего политического вектора в целом. Ведь представители нынешней власти находились у руля 20 лет (коммунисты преобразовались в Демократическую партию социалистов). Единственным оппонентом, который зарегистрировался в ЦИК для участия в предвыборной гонке стал бессменный оппозиционер – лидер Демократического фронта Миодраг Лекич. Который, по всей видимости, будет позиционировать себя как славянофил в противовес трансформированным из коммунистов прозападникам.
Поэтому карта инвестиционных интересов нерезидентов страны будет перекраиваться согласно исходу внутриполитической борьбы. Многие инвесторы уже сейчас делают ставки на различные сценарии развития событий в зависимости от уровня информированности. Аналитики журнала «Биржевой лидер», решили дать собственную оценку происходящего и грядущего в самой молодой балканской стране.
Инвестиции в Черногорию и наличие нерешенных проблем
На сегодняшний день динамичное развитие экономики Черногории и в частности – туристической инфраструктуры, а также – рынка недвижимости не может не привлекать внимание западно-европейских соседей. И это взгляд не только конкурентов, но потенциальных инвесторов. В частности - политически нейтральные Швейцария, Австрия, Финляндия и Швеция, которые по праву признаны наиболее успешными государствами с одними из самых высоких экономических показателей. Отчасти это продиктовано принципом «прибыль без границ»: если инвестиционные амбиции уже выросли из государственных кордонов – выход ищется вне их. Поэтому заложить прочный фундамент с молодой балканской державой, с огромнейшим потенциалом, на этапе становления стремится едва ли не весь мир. И, понятно, что пионерами в области инвестиционных интересов снова стали экономические лидеры.
Черногория – это пример того, как малое превращается в великое стахановскими темпами. Рецепт успеха кроется в первую очередь в разумном и эффективном менеджменте. Планка, которую поставило себе правительство очень высока и на карту поставлено многое. Исключительно важно после грядущих президентских выборов не утратить взятые высоты независимо от результатов народного выбора.
Несмотря на то, что полномочий у президента Черногории меньше, чем у премьер-министра, эта фигура сыграет свою незаменимую роль в будущей геополитической и экономической карте Европы в 2013 году. Показать работоспособность и креативный подход, а также – исключительно толерантные и прозрачные условия партнерства нынешний глава государства Филипп Вуянович уже имел возможность. А сможет ли преемник? Но и это – не главный вопрос, который задают себе многие известные деятели-выходцы из Еврозоны. Как известно, независимость Черногория обрела в 2006 году. А президентом Филипп Вуянович стал еще 15 мая 2003 года – когда Черногория еще не была самостоятельным государством. Эта правовая коллизия дает мощный инструмент в руки политическим оппонентам: теперь эксперты не могут прийти к единому знаменателю, следует ли считать, что действующий глава государства находится на своем посту два срока или нет. Поскольку, согласно законам страны, лицо, дважды избиравшееся на вышеуказанный пост, не может баллотироваться на третий срок. А с другой стороны, если считать, что срок был один – Вуяновичу можно инкриминировать 2 года узурпации власти. Поэтому шаг, на который пошел президент Черногории – заявить свою кандидатуру для участия в очередных выборах – в высшей степени рискован.
Даже исключительная народная популярность фигуры Вуяновича не отменяет необходимость следовать принципам европейской демократии и четким юридическим нормам. Чего, безусловно, потребует Евросоюз. Это будет своеобразным «экзаменом» на лояльность новичка и способность следовать установленным внутри правилам.
С другой стороны, как уже было сказано, оппонент правящей партии - Миодраг Лекич, возглавивший Демократический фронт – «темная лошадка» для народа. Его деятельность более известна за пределами Черногории: с 1996 по 1999 и 2001-2003 – посол Югославии в Италии и Мозамбике. Некоторое время Лекич также был послом Югославии в Черногории. Его оппозиционная деятельность была зафиксирована в 2003 году: тогда Лекич представлял просербскую оппозицию и сепаратистов Либерального альянса. На выборах 2012 года он продлил свое амплуа оппозиционера и возглавил Демократический фронт. В то время как имидж Вуяновича устойчиво формировался вместе с имиджем страны.
Однако, Демократический фронт прочно закрепился на почетном втором месте в парламенте (скупщине) в результате досрочных выборов в прошлом году. Напомним, выборы 2009 года также были досрочными, поскольку парламент принял решение о самороспуске после подачи заявки на вступление в Евросоюз в 2008 году. Партия Лекича набрала в 2012 году 20%, в то время как правящая партия немного сдала свои позиции: в коалиции с другими партиями премьеру и главе коалиции «Европейская Черногория» Мило Джукановичу удалось набрать 46%.
Что же инвесторам следует ожидать от власти в случае победы Миодрага Лекича, который «одним глазом смотрит в сторону Западной Европы, а в уме держит укрепление связей с Россией и Сербией»? На словах же называет премьера и президента коммунистами-ренегатами, погрязшими в коррупционных схемах, которые, как заявляет проигравший участник тендера на 52-миллионный проект (территория Кумбора) - NCH Capital (США) имели место. В результате которых победу одержала Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР). Естественно, последняя уже опровергла подобные заявления. Но осадок остался.
В то время как Лекич критикует власть, Вуянович последовательно выполняет все шаги, необходимые для членства в ЕС. По сути – и ДПС и Демократический фронт исповедуют принципы многовекторности с ЕС в приоритете. Поэтому, как полагают эксперты Биржевого лидера, номинально во внешней политике ничего не изменится. Вопрос только в личных качествах обоих кандидатов.
"Не стоит драматизировать по поводу кандидатуры Лекича, и с точки зрения его шансов на победу, и с точки зрения его способности влияния на внешнюю и внутреннюю политику в целом, в случае победы. Это не выглядит как некое распутье для Черногории - т.к. реальная власть, во-первых, сконцентрирована в руках премьера, и премьер будет, по-моему мнению, ключевым десижн-мейкером в вопросах большой политики, а во-вторых, даже если на секунду предположить, что смена президента все-таки произойдет и новый президент сможет оказывать реальное влияние на ситуацию, текущее геополитическое положение Черногории таково, что ей крайне невыгодно занимать чью-то сторону. В настоящее время некоторая "неопределенность" направления внешней политики является лучшим инструментом для защиты интересов страны, а также козырем в переговорах, как с западными странами, так и с "историческими союзниками" и прочими, новыми игроками. Черногория будет выбирать то, что лучше для ее текущих интересов, хотя в долгосрочной перспективе, ее место, наиболее вероятно ближе к Европе (будь-то Евросоюз, или некая новая формация, приходящая ему на смену", - рассказал в интервью журнала "Биржевой лидер" Управляющий партнер компании VALUE.ONE - Антон Шамарин.
Вместе с тем, отмечает эксперт, черногорцы понимают, что "путешествие всегда приятнее, чем прибытие", и будут прилагать усилия для продления процесса интеграции в Евросоюз, кто-бы не стоял во главе страны, т.к. "путешествие" означает миллиарды евро инвестиций в инфраструктуру, государственные институты, медицину, образование и т.д. Вместе с тем, на этом пути не исключены политические реверансы в сторону других стран вне ЕС, представляющих стратегический интерес для Черногории, таких как Россия, Украина, Азербайджан, Китай, ОАЭ и т.д. В этом плане потенциальное влияние результата выборов президента на ситуацию на рынке недвижимости минимальным при любом исходе, так как мощный вектор развития рынку этой страны задан априори ее геополитическим расположением и рекреационным потенциалом, которым она располагает, а также наличием влиятельного соседа в лице ЕС, крайне заинтересованного в принятии ЧГ в свои ряды. И все дальнейшие действия политиков, какие бы политические силы они не представляли, будут задаваться именно этими вводными.
Многозначительное молчание Европы
Молчание Евросоюза столь же многовекторно, как внешняя экономическая и политическая деятельность Черногории. В первый раз Европейское сообщество проигнорировало заявление правящей партии о признании президентского срока Вуяновича, истекшего в 2008 недействительным. Именно в этом году была подана заявка на членство в ЕС. Во второй раз молчит ЕС по поводу желания Вуяновича бороться за «третий» срок. Третий раз – по поводу тендерного скандала азербайджанской и американской компаниями.
И, очевидно, это не последний раз, когда невмешательство станет самым лучшим выбором стратегии для инвесторов из западноевропейских стран. А то, что Европа не поддержала США вполне объяснимо нежеланием укреплять позиции США на Балканах. В то время как на Азербайджан у ЕС есть на порядок больше рычагов влияния. Особенно, если Черногория осуществит запланированное на 1 июля мероприятие. Тем более, что доля инвестиций ГНКАР в недвижимость балканской страны не так велика в сравнении с территориями, представляющими интерес для Европы.
Все это говорит о том, что Европейские государства чрезвычайно заинтересованы в инвестиционных перспективах в Черногории. В частности – инвестициях в туристическую инфраструктуру и недвижимость. И для инвесторов, безусловно, главным критерием является стабильность и спокойствие региона. Поэтому предпочтительнее была бы победа Вуяновича – проверенного и надежного лидера. Но в этом случае остается риск возникновения волны протестов. Правда, он не настолько велик в сравнении, например, с угрозой усиления контроля и влияния НАТО и США в регионе или непоследовательной политикой в экономической сфере.