Основной интригой прошедшего в конце прошлой недели саммита G20 безусловно, являлся вопрос, касающийся девальвации национальных валют. Итогом стало решение министров финансов ведущих стран-участниц G20, которое вкратце можно выразить как стремление перейти к такой системе обменных курсов, которая будет учитывать рыночно-экономические реалии и сдержанно отнестись к избыточной девальвации валют. Более того, в итоговом протоколе зафиксировано, что в ближайшее время страны с развитой экономикой будут держать под контролем ситуацию относительно нестабильности и неадекватности колебания валютных курсов. Для стран с интенсивно развивающейся экономикой подобные шаги должны стать гарантом снижения риска резких изменений в потоках капитала, которые подчас могут вызвать настоящие стихийные бедствия.
К сожалению, за красивыми словами нет никаких конкретных решений и шагов. Так называемый вопрос о «войне валют» остро встал задолго до саммита, однако на форуме никаких практических и действенных мер намечено не было, а историческая фраза о том, что «вeдущиe страны миpa пocтараютcя воздepжаться от кoнкуpeнции в области девальвации национальных валют» оказывается, была внесена в протокол заседания еще до самого заседания. Но сенсации по большому счету никто и не ожидал, поскольку любая страна, которая решится на критическую оценку манипуляций с национальной валютой того или иного государства, в тот же момент получит ощутимый отпор со стороны «обиженного» государства. Интересно, что саммит оставил без внимания такое важное предложение, согласно которому государства-эмитенты резервных валют должны вести согласованную монетарную политику, чтобы при этом не пострадали экономики развивающихся государств. Предполагалось, что развитые страны заранее будут информировать «большую двадцатку»о своих планах, для того чтобы сохранить стабильность в мировой экономике.
Соединенные Штаты Америки, похоже, вообще испытали глубокое разочарование, поскольку на саммите они планировали заручиться поддержкой большинства стран. Они внесли на саммит предложение об установлении жестких дефицитно-профицитных рамок платежного баланса относительно размера ВВП страны. Предполагалось сделать сальдо текущего счета в пределах 4% от ВВП. Но не всем странам эта идея показалась привлекательной, в частности, противниками цифровых ограничений стали Россия, Япония и Германия.
Получается, что никакие количественные параметры, сдерживающие дисбалансы стран в совместном коммюнике зафиксированы не были. Руководство ведущих экономических держав ограничилось очередными лозунгами, призывающими к многостороннему сотрудничеству и призывами к реализации всесторонних мер по поддержанию платежных балансов на должном уровне.
Вот только где это загадочный уровень, так и не уточнили…