Можно подумать, что мировые рынки ценных бумаг не претерпели достаточно потрясений за последнее время – конфликт между двумя Кореями, авария на АЭС в Ирландии, заявление о разводе Евы Лангории Паркер - так и у владельцев хеджевых фондов, похоже, наступает черная полоса в жизни.
Складывается впечатление, что правительство хочет засадить многих из них за решетку.
На этой неделе Федеральное Бюро Расследований (ФБР) провело обыски в офисах трех крупных хеджевых фондов с целью получения более достоверной информации по делу об инсайдерской торговле. Несколько других фондов, включая SAC Capital Advisors, получили повестку о явке в суд.
Что этот кризис значит для промышленности? Мы уже можем догадаться, каким будет первый вопрос, который придет на ум каждому уважающему себя “преумножателю богатства”: ”Как я могу использовать данную информацию, чтобы заработать достаточно денег и купить себе реактивный самолет?”.
Эти поднимает еще более интригующий жизненный вопрос. Возможно, ли, чтобы хеджевый фонд имел какую-либо выгоду от его неизбежного краха? Небольшое ролевое упражнение показывает, что это не только возможно, но и предопределено.
Представьте, что вы опытный трейдер, работающий в хеджевом фонде с несколькими миллиардами долларов в управлении. Вы узнаете, что агенты ФБР только что приехали с обыском в вашу фирму. И тут вы понимаете, что владеете ситуацией: осознанием того, что происходит с вами в данный момент. Вы просматриваете последние заголовки новостей о вашей фирме, и не увидев ни одного, начинаете составлять план действий.
Один вопрос
Вскоре неподозревающей публике расскажут, что все СМИ кишат информацией о падении стоимости акций финансовых организаций из-за новостей о рейде на вашу фирму. У вас есть преимущество, так как вы знаете об этом заранее. Остались только вопросы: Продавать ли акции Goldman Sachs? И более важно - делать ли это за свой личный счет или за счет фонда?
Далее следует надлежащая осмотрительность. Вы вспоминаете речь Роберта Кузами (Robert Khuzami), главы подразделения по соблюдению порядка Комиссии по ценным бумагам: “Тайные лидеры оставляют наименьшее количество следов, оставаясь в тени, они зачастую планируют свою оборону и в то же время они совершают обман” - говорит он. - “Возьмем простой пример: те, кто торгует на основе внутренней (инсайдерской) информации могут аккумулировать пакет отчетов об исследованиях компании, чьи акции они незаконно купили, и указать на этот файл, когда нагрянут правоохранительные органы.”
Пока вы думаете, отблагодарить или нет Кузами, вы нажимаете кнопку “распечатать”. Кучи отчетов об исследованиях штампуются, готовые оказаться на вашем столе, будто они там лежат уже вечность. Возможно находясь в состоянии паранойи, вы все равно знаете, что все торги, проведенные вами, были законными.
Сделать звонок
Вдруг ваше внимание начинает рассеиваться. Возникает вопрос кому первому позвонить и рассказать о рейде. Личному адвокату? Жене? Любовнице? Нет, вы решаете позвонить в головную экспертную информационную службу вашего фонда. Они помогли вам в это вляпаться. Таким же способом они могут помочь вам выбраться.
Прошлый опыт вам говорит, что информация экспертов делится на две категории: бесполезная или наоборот. Вы надеетесь на лучшее. Даже если эксперты не смогут отвлечь Комиссию по ценным бумагам, то, возможно, они смогут “накопать” компромат на тех “прыщавых” агентов ФБР, которые сейчас скачивают на свои носители электронную переписку вашей фирмы? Внезапно вы понимаете, что ваши телефоны прослушиваются. Так что лучше повременить со звонком.
А сейчас начинается выжидательная игра. Далее ваши близкие родственники узнают обо всем, и им придут к оплате чудовищные счета. По крайней мере, вы знаете, что нельзя позволить вашему нанимателю отобрать у вас вашу законную фирму. Поэтому отрицать положение вещей - это не выход. В конце концов, можно сымитировать возвращение. Итак, ваша фирма превратилась в тост.
Где вы находитесь?
И вы, наконец понимаете, что ваше социальное положение не такое, каким вы себе его представляли. ФБР не осмелится совершить рейд на управление такого надежного банка как Citigroup, а еще меньше осмелится сфотографировать происходящее. Таким образом, вы выбрали более прибыльный путь, работая в хеджевом фонде – который вскоре обанкротится. А правительству нет никакого дела, будет ли совершен на вас рейд или нет.
Проходит время, и вы натыкаетесь на котировки акций Alleid Irish Banks. Они до сих пор торгуются за доллар на фондовой бирже в Нью-Йорке, даже несмотря на то, что “выкуп” этого банка-банкрота негативно повлиял на экономику целой страны. Но вы знаете, что вы такого не делали но, тем не менее, сейчас вы ниже, чем Ирландский банкир.
Вы также начинаете понимать, что вы не так богаты, как вы однажды думали. Вы заслужили ваш 10-миллионный бонус в прошлом году как зачисление на ваш персональный баланс. Что вам нужно было сделать, так это запастись непредвиденным платежным обязательством одинакового размера на все деньги, которые вы должны заплатить, чтобы выбраться из этой непростой ситуации. Век живи - век учись!
И, в конечном счете, вы склоняетесь к тому, что это того стоило. Ну, по крайней мере, вы заработали, сколько смогли, пока дела шли в гору. И все же волнуетесь: Где же найти безопасное место, чтобы все это спрятать?
Вопрос придется отложить на потом. Вы слышите голос. Это агент ФБР. Он просит вас оторваться от клавиатуры…
Автор статьи ДЖОНАТАН ВЕЙЛ (Jonathan Weil)