Первоначально с термином «формирующийся» мы столкнулись в аналитических обзорах котировок акций 25-летней давности. Предполагается, что если прогноз позитивный, то так обычно и говорят. Если же обзор получается либо нейтральным, либо же негативным, то для этого также используются соответствующие термины. Но что же имеется ввиду под словом «формирующийся»? Скорее всего, трактовать его как «незначительное улучшение» будет неправильно.
Основная проблема в данном случае заключается в том, что, будучи уверенными в падении фондового рынка, в силу влияния множества факторов, мы увидим, что возможные значения цен будут значительно ниже, чем мы этого ожидали. В то же время, понятие «быть близким к своему минимуму» - еще не означает, что в скором времени можно ожидать их роста; как минимум нужно помнить, что направление тренда сохраняется в большинстве случаев до конца квартала. В такой ситуации было бы неразумным делать «бычьи выводы» в начале июня, то есть в середине негативного тренда.
Для того чтобы удостовериться, что наши предположения имеют под собой основу, рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере. На приведенном ниже графике подается сравнение двух кривых: движения цен на акции японского банка Mitsubishi UFJ (MTU), которую в дальнейшем будем использовать, чтобы показать пример «замедляющейся цикличности» и значение показателя соотношения между стоимостью фьючерсов на сырую нефть и десятилетними государственными облигациями.
С начала октября и до начала ноября прошлого года периоды укрепления контрактов на сырую нефть соответствует периодам ослабления облигаций, при этом коэффициент соотношения между ними дважды достигал значении 3.5. Небольшой «двойной максимум» обозначил минимум для MTU, а после того, как коэффициент соотношения нефть/облигации уменьшился в ноябре, акции бодро качнулись вверх сразу после обнародования финансовых данных.
Подобную ситуацию можно было наблюдать и в прошлом октябре. Восходящий тренд стоимости нефти вместе с нисходящим - для облигаций - увеличивал коэффициент до уровня, близкого к значению 3.5. К середине недели коэффициент снова показал рост, достигнув своего максимума, и сформировал такой же «двойной максимум».
Следуя логике развития событий, определять момент выхода с рынка можно «по новостям». Если же проанализировать рынок с помощью линий тренда на графиках, то в этом случае можно использовать стратегию «купи в мае и получи приз». В данном случае рассматривать тренд фондового рынка можно как результат влияния совокупности нескольких факторов (в нашем случае, это цены на энергоносители и прибыльность по облигациям), что приведет к тому, что он будет находиться возле своего минимума.
После всех изменений, которые произошли в Еврозоне и на Среднем Востоке прошлой осенью, ситуация на рынках сложилась таким образом, что в ноябре прошлого года можно было наблюдать среднеквартальный пивот. В текущем месяце может установиться похожая ситуация. Учитывая, что значение отношения цены на нефть и десятилетних облигаций все еще продолжает увеличиваться, мы не можем дать позитивного прогноза до тех пор, пока не будут зарегистрированы хоть какие-то намеки на медвежьи настроения на рынке. Вполне возможно, что в таком случае целесообразно было бы указать, только то, что есть предпосылки к формированию тренда на фондовом рынке.
Фондовые рынки
Возвращаясь к началу нашего разговора, рассмотрим график сравнения индекса S&P 500 (SPX) и показателя, вычисляемого как отношение SPX и цен фьючерсов на золото. В данном случае цены на активы на различных рынках будут расти, сектор за сектором.
Поводом для такого заявления является тот факт, что в конце июня прибыльность 10-летних облигаций находилась на уровне 3.0%, стоимость золота колебалась в пределах 1200 – 1250 и индекс SPX был на уровне 1050. Спустя почти год, доходность облигаций снова достигла 3.0% (наиболее близкое значение было 2.998%), золото подскочило до 1550, а падения индекса SPX до 1300 указывало на высокую степень риска на фондовом рынке.
Дело в том, что относительно цены на золото индекс SPX достиг наименьшего значения с конца второго квартала прошлого года. Четыре лучших момента входа на длинных позициях для SPX с первого квартала 2010 г. были достигнуты тогда, когда значение показателя, рассчитанного как отношение между SPX и ценой золота снизился до уровня 0.85.
Изменения, произошедшие за последний год на рынке, во многих сферах так и не получили должного отклика. Данные по рынку труда США стали хуже, производители нефти повысили ее стоимость приблизительно на 20%, а Греция, как обычно, находится на грани дефолта. В то же время, доходность 10-летних облигаций находится на уровне 3.0%, не изменившись с июня 2010 г. Корпоративные займы увеличились, паевые выплаты выросли, а цены на уголь, золото и сырую нефть пропорционально выросли. С другой стороны, можно всегда найти повод для медвежьих настроений, особенно после значительного подъема, который мы наблюдали последние 12 месяцев, но, как уже упоминалось ранее, мы можем говорить лишь о наличии предпосылок для формирования тренда на фондовом рынке.
Ниже приведен график сравнения. В конце июня индекс SPX/цена золота достиг значения 0.83 (то есть, цена золота составляла около 83% от индекса SPX), при том, что в начале этого месяца индекс уже был на этом уровне. На другом графике показано что может произойти с акциями Wells Fargo (WFC) и Research In Motion (RIMM) в начале июля.
Соотношение между углем и золотом достигло своего минимума в начале июня 2010 г. Повышение было зарегистрировано три раза, и с началом нового квартала стоимость WFC скатилась до 200-дневного минимума, в то время, как RIMM подскочил до 50-дневного максимума.
Предполагалось, что показатель соотношения стоимости угля к золоту снизится в начале года, но после того, как он подскочил несколько раз в этом месяце, можно предположить о начале снижении курса WFC до уровня 29-30, а RIMM в это время поднимется до уровня 45-47.
С другой стороны, всегда есть шансы, что, так как и в прошлом году, изначальный рост значение индекса нефти/10-летних облигаций, значение которого мы можем видеть на первом графике, может опуститься ниже, чем мы предполагаем.