Если вы решили придерживаться классического стиля инвестирования, ориентированного на стоимость, то Уоррен Баффетт послужит в этом отношении для вас лучшим примером для подражания. В начале своей карьеры сам Баффетт отметил: «Я на 85% Бенджамин Грэхем». Грэхем – отец оценочного стиля инвестирования, именно он предложил идею внутренней стоимости товаров, подразумевающей ценность акционерного капитала, которая основана на его потенциале в будущем приносить доход.
Но в баффеттовской трактовке оценочного инвестирования есть несколько удивительных моментов, определенно заслуживающих упоминания.
Во-первых, как и множество гениальных формул успеха, формула Баффетта предельно проста. Но не обманывайтесь, ее простота для понимания не означает простоту в применении. В своей деятельности, которую нельзя не назвать успешной, Баффетт руководствуется двенадцатью заповедями инвестирования – т.е ключевыми соображениями, которые можно классифицировать по таким областям применения – бизнес, менеджмент, финансовый показатель и стоимость (см. подробно ниже).
Принципы баффеттовской деятельности могут показаться вам избитыми истинами, которые знают все, но все же, использовать их с умом удается далеко не всем. Вот, например, одна из заповедей основана на вопросе «Справедливо ли обходится руководство проекта со своими акционерами?». Согласитесь, вопрос предельно прост, его поймет и ребенок, но так ли легко на него ответить?
И наоборот, существуют интересные примеры, когда концепция очень сложна для понимания, но ее использование не составляет никаких трудностей. Взять хотя бы добавленную экономическую стоимость (EVA). Постигнуть комплексную формулу вычисления EVA – задача не из легких, но достаточно вам понять, что это перечень корректировок в экономическую прибыль, принадлежащую инвесторам, и лишь однажды попробовать вычислить ее, как эта формула станет вашим надежным союзником.
Во-вторых, метод Баффетта можно расценивать как систему, в основе которой лежит гибкий традиционный стиль инвестирования. Примечательно, что Баффетт упорно избегает покупок акций технологических компаний. Другой сильной стороной «Баффеттологии» является ее гибкость. Если бы это была религия, то она бы ни в коем случае не была основана на константных догматах, а видоизменялась бы с течением времени. Это очень важно. Может внутридневным спекулянтам и требуется жесткая самодисциплина и отчаянное соблюдение избранной стратегии, но факты говорят сами за себя, успешные инвесторы далеко не всегда желают приспосабливать свою ментальную модель под текущую ситуацию. Они склонны мыслить глобально.
Бизнес
Баффетт в течение всей своей карьеры категорически ограничивал себя “сферой компетенции», т.е. он вкладывал только в тот бизнес, принципы которого он способен понять и проанализировать. По словам Хэгстрома, известного «баффеттолога», секрет успеха для инвестора заключается не в том, насколько ты сведущ в той или иной области, а именно в способности трезво оценить, сколько ты еще не знаешь.
Уоррен Баффетт рассматривает глубокое понимание операционной деятельности как предпосылку к наиболее реалистичному прогнозу развития бизнеса. Ведь если ты не понимаешь самого принципа ведения того или иного бизнеса, то как можно смоделировать его деятельность в будущем? Каждый из принципов Баффетта относительно бизнеса предусматривает выполнение надежной перспективной оценки. Прежде всего, стоит проанализировать не рынок, не экономику или инвесторский сентимент, а именно бизнес. Потом, стоит обратить внимание на историю и стаж деятельности компании. И наконец, используйте эту информацию, дабы определить – будет ли этот бизнес иметь успех в долгосрочной перспективе.
Менеджмент
Три правила Баффетта относительно менеджмента помогают ему работать только с высококачественным управлением проектов, в которые он вкладывает свои капиталы. Не исключено, что это самое сложное аналитическое задание для инвестора. Баффетт спрашивает: «Мыслящее ли руководство?». А точнее, мудро ли ведет себя руководство в случае реинвестирования заработанных средств и в выплатах дивидендов держателям акций? Это чрезвычайно важный и глубокий вопрос, потому что, как показывают результаты многих исследований и как уже исторически сложилось, почти все управленцы страдают жадностью. Они удерживают в обороте намного больше денег, чем положено, поскольку склонны строить империи и копить средства, вместо того чтобы распоряжаться денежным потоком на пользу акционеров. Вторая его установка – насколько честно руководство? Тут нечего объяснять. И наконец, третье – склонно ли руководство сопротивляться распоряжениям совета директоров? Эта установка призвана выискивать команды для управления проектом, которые не поддаются «жажде к незамедлительным действиям». Для этого нужно определить для себя четкие параметры, которыми должен обладать кандидат.
Финансовые показатели
Баффетта больше интересует доходность собственного капитала (ROE), чем сумма чистой прибыли в перерасчете на одну акцию. Даже студенты-финансисты понимают, что ROE может быть искажено кредитным плечом, и поэтому теоретически имеет меньший приоритет по сравнению с показателями доходности акционерного капитала.
Таким образом, доходность капитала - скорее доходность активов (ROA) или прибыль на инвестированный капитал (ROCE), где числитель – доход всех инвесторов, а знаменатель – заемные и собственные средства, вложенные в бизнес. Баффетт прекрасно понимает это, но все же предпочитает исследовать кредитное плечо отдельно, давая предпочтение компаниям с низкой долговой нагрузкой. В то же время, он ищет высокодоходные компании.
Остальные два правила имеют некоторое теоретическое отношение с EVA. Во-первых, Баффет смотрит на то, что он называет «заработком владельцев», что, по сути, является денежным потоком, к которому имеют доступ акционеры, а технически это - свободный денежный поток на собственный капитал (FCFE). Баффетт определяет его как чистый доход плюс снижение стоимости и амортизация, минус капитальные вложения (CAPX) и минус потребности для оборотного капитала (W/C). Другими словами, чистая прибыль + амортизация – CAPX – изменения в W/C.
Пуристы могут поспорить с этими специфическими корректировками, но это уравнение схоже с EVA за вычетом расходов на дивиденды. В конечном счете, под «заработком владельцев» Баффетт имеет ввиду способность компании генерировать денежный поток для акционеров, которые фактически являются «остаточными» владельцами.
Баффетт также использует то, что он называет "one-dollar premise”. В его основе лежит вопрос «как рыночная цена доллара относится к каждому доллару удерживаемой прибыли? Этот критерий сильно напоминает добавленную рыночную стоимость (MVA), отношение рыночной стоимости к инвестируемому капиталу.
Оценочная стоимость
Баффетт стремится также измерить внутреннюю стоимость компании. Баффетт моделирует возможную будущую прибыль владельцев, и сравнивает ее с нынешней. Заметьте, что если вы помните предыдущие правила Баффетта, смоделировать будущую прибыль компании несложно, поскольку динамику роста заработков в хронологическом порядке легче предсказать.
Уоррен Баффетт также автор неологизма "moat" (крепостной ров), который позднее успешно применялся газетой Morningstar. Экономический ров – это то, что дает компании явное преимущество над другими и защищает ее от нападений конкурентов.
Таким образом, все его правила имеют одну цель – высчитать и свести к минимуму все риски.
Автор перевода: Александр Рыжик
Горячие Новости |
|
Рекомендованный брокер №1Журнал «Биржевой лидер»Журнал, интересные статьи
Видео |
Энциклопедия
Данилко Андрей Михайлович (Верка Сердючка) |
Тетерук Андрей Анатольевич |
Столица Латвии - город Рига |
Комсомольская правда |
Кобзон Иосиф Давыдович |
Даугавпилс |