Карл Дельфельд
Нет сомнений, что глобальные распродажи пакетов акций – вещь жестокая, не щадящая ни лидеров, ни аутсайдеров.
Но в то время как развивающиеся рынки под эгидой индекса iShares MSCI Emerging Markets Index (код NYSE: EEM) потеряли в этом году пока что 12% своей стоимости, некоторым странам все же удается противостоять откату и оставаться на высоте.
Давайте посмотрим, почему эти страны (и их торгуемые на бирже фонды, которые и задают тон на рынке) так устойчивы к кризису. А затем обратим свой взор на два рынка, просевших в этом году уже более чем на 25%, несмотря на то, что экономический рост в них идет стремительными темпами. Может на этих рынках наблюдается значительная перепродажа и пришло время повернуть ситуацию вспять?
Юго-Восточная Азия набирает мощь. Но не так безоблачно
Не секрет, что юг Китая и восточные территории Индии и Юго-Восточной Азии являются регионами, демонстрирующими самое лучшее относительное состояние экономики. Я уже давно твержу, что инвесторам пора к ним присмотреться, принимая в расчет перспективы роста, привлекательную демографическую ситуацию, растущий потребительский класс, низкие уровни частной и государственной задолженности, достаточные запасы природных ресурсов и сильные экспортные позиции.
Лидером в этой группе по праву можно считать Индонезию и ее Aberdeen Indonesia Fund (код AMEX: IF), демонстрирующий рост на 13%. За ней следуют Малайзия и Таиланд с их iShares MSCI Malaysia Index Fund (код NYSE: EWM) и Thai Capital Fund (код AMEX: TF) соответственно, которые тоже в этом году работают с прибылью.
Индонезия, третья в мире страна с демократическим укладом общества и четвертая по народонаселению, некоторое время была моим фаворитом среди всех развивающихся рынков. Эта страна и сейчас продолжает демонстрировать стабильный рост; у нее самый быстрорастущий средний класс во всей Азии и она является единственной страной из группы G-20 со снижающимся уровнем долга относительно ВВП. Громадным плюсом для страны является тот факт, что величина внутренних потребительских расходов достигает 56% от всей экономики, что позволяет стране легче переносить спад в мировом масштабе. Ахиллесовой пятой развития Индонезии является ее инфраструктура: дорожное движение в Джакарте – сплошная неразбериха.
Индонезия, вместе с Таиландом и Малайзией, также привлекательна и для производителей, ищущих более дешевые рынки рабочей силы по сравнению с Китаем.
Гита Вирджаван, председатель Инвестиционного координационного совета Индонезии, недавно в своем интервью газете «Financial Times» заметила: «Во время моего визита в Сеул, выстраивались очереди из крупных бизнесменов, страстно желающих переместить или перенести свое производство из Юго-Восточной Азии в Индонезию».
Нужны доказательства? В одной из наиболее значимых сделок этого года Posco, самый крупный производитель стали в Южной Корее, подписал соглашение стоимостью 6 млрд. долларов о постройке завода в Индонезии совместно с компанией PT Krakatau Steel.
Малайзия представляет собой «умеренный» тип развивающихся рынков с менее выраженным риском и уровнем роста. От нее можно ожидать постоянных устойчивых 4-5 процентов, обеспечиваемых активным средним классом с годовым доходом на душу населения от 12 тыс. долларов.
В прошлом году инвесторы привнесли в индустриальный сектор экономики 9,1 млрд. долларов, а Мировой Банк в своем рейтинге присвоил Малайзии 21 место из 183 по простоте ведения бизнеса. Эти хорошие новости объясняют невиданно низкий уровень безработицы в стране - всего лишь 3%.
Есть ли у пострадавших развивающихся рынков шансы на успех?
В этом списке первое место нам придется отдать Турции и ее iShares MSCI Turkey Investable Market Index (код NYSE: TUR). Падение индекса составило 40% с первого мая вопреки росту экономики на 8,5% в 2010 году и даже 11% росту в первой четверти этого года.
Кажется, что экономисты считают такие цифры подозрительно хорошими. Налицо признаки увеличения торгового дефицита и беспокойства насчет повышения уровня инфляции. В дополнение, хотя Турция и не является членом Еврозоны или страной ЕС, существуют опасения, что проблемы Европы скажутся и здесь.
Положительный момент, на котором Турции стоит играть, - ее расположение. Это своего рода перекресток между Ближним Востоком и Европой. К тому же у Турции сильные позиции на многих рынках.
Население этой страны состоит из 80 миллионов молодых и знающих свое дело людей. Ее долг по отношению к ВВП – около половины того, что имеет Америка. По всем параметрам Турцию можно назвать «Германией Ближнего Востока» с числом миллиардеров вдвое превышающих аналогичный показатель Японии и одним из самых перспективных рынков компании BMW.
Другой рынок, к которому стоит присмотреться, – Перу (iShares MSCI All Peru Capped Index (код NYSE: EPU)). Хотя он и потерял в этом году 25% своей привлекательности, рост экономики в первом полугодии составил 5%. Страна является мощным поставщиком металлов: на ее долю приходится 6% мирового производства золота; она вторая по серебру и в первой пятерке по свинцу. Недавнее избрание сторонника левых Ольянты Умала президентом страны, пошатнуло рынки, но последующее формирование кабинета показало, что он понимает необходимость ведения руководства с центристских позиций.
Пожалуй, наиболее разумным при массовом откате на рынках была бы покупка на пиковых значениях. Небольшие портфельные инвестиции в экономику Индонезии и Турции в данный момент кажутся слишком рискованными, но и прибыль впоследствии также может быть значительной.