Анди Махешвари
26 декабря 2011 года мир отметит 20 годовщину распада СССР. За эти 20 лет система международных отношений трансформировалась из биполярного порядка в биполярный хаос. Китай стал новым титаном на просторах Евразии; мусульманский мир стал более непредсказуемым.
Согласно отчетам МВФ, Китай обгонит США в экономическом плане к 2016 году. И в течение последующих 20 лет Евразийскому континенту придется стать свидетелем жесткой конкуренции за ресурсы и сферы влияния между слабеющей Америкой и набирающим силу Китаем.
Есть четыре причины, дающие право думать о преимуществе Китая над Евразией в самом недалеком будущем:
- Демографический вопрос
Вопреки всей той шумихе и рассуждениям, основанным на неверной информации насчет политики Китая «одна семья – один ребенок», в стране на каждую женщину в среднем приходится по 1,77 ребенка. Политике «одного ребенка» жестко следуют в основном в городах, расположенных на побережье. В сельских районах, центральной и западной части страны семьям разрешено иметь 2 и даже 3 ребенка.
За последнее десятилетие в Китае ежегодно рождалось 16,5 миллионов малышей. Сравните эти цифры с Японией (1,1 миллион), Кореей (0,5 миллионов), Тайванем (0,2 миллионов) и Россией (1,4 миллиона). Только в замученной бедностью субконтинентальной Индии (36 миллионов) и странах АСЕАН (12 миллионов) рождаемость выше, чем в Китае.
Население Китая увеличивается на целую Канаду каждые 2 года, а субконтинентальной Индии – каждый год. К 2030 году жителей в возрасте от 65 лет в Китае будет насчитываться только 16%, в то время как в Японии 32%, ЕС более 25% и по 20% в США и России.
Число работоспособного населения (от 15 до 64 лет) составит в Китае 67% (1 миллиард), выше, чем в каком-либо другом регионе планеты, за исключением Индии. Такое же положение будет наблюдаться и с молодым поколением (от 0 до 14 лет).
В итоге можно сделать вывод, что население Китая будет гораздо моложе, чем где бы то ни было, кроме субконтинентальной Индии.
- Водные и энергетические ресурсы
В течение последующих 20 лет Китай будет переживать невиданную урбанизацию. В цифрах этот рост составит от 50% в 2011 году до 80% в 2030 году, что можно сравнить с Южной Кореей (82%) и Тайванем (80%).
Такое положение вещей увеличит спрос на чистую воду, жилье, автомобили, пищу, топливо и минералы. Согласно отчетам компании Citigroup, даже при наличии значительных инвестиций, к 2050 году опреснение соленых и переработка сточных вод даст всего лишь 10% от необходимого количества пресной воды во всем мире.
Между 2011 и 2030 годами потребность Китая в энергетических ресурсах удвоится, а воды возрастет на 54% при незначительном росте или даже уменьшении поставляемых объемов этих компонентов.
Заселенность Китая очень неравномерна. Шесть приграничных провинций с тяжелыми условиями обитания (Тибет, Цинхай, Синьцзян, Ганьсу, Внутренняя Монголия и Китайская Манчжурия) охватывают 60% всей территории страны при том, что проживает здесь только 10% населения.
Остальные 90% жителей Китая живут на 40% его площадях. Из этого следует, что плотность самого экономически активного населения в стране вполне такая же, как и в перенаселенной Японии и субконтинентальной Индии.
Экспорт энергетических ресурсов и металлов Китаем из стран Азии, Африки и Латинской Америки неуклонно растет. Но вследствие перенаселенности сильно ощутима нехватка пахотных земель и воды.
Хроническая недостача водных русурсов, масштабное загрязнение рек и земель, снижение плодородности и экологические катастрофы указывают на то, что безоглядное потребительство Китая станет причиной крупных конфликтов в Евразии.
Китаю придется забирать больше пресной воды из рек, текущих в сторону субконтинентальной Индии и страны АСЕАН, чтобы удовлетворить собственные потребности. Встанет вопрос об «аренде», покупке и даже захвате пахотных земель и источников энергии в Центральной и Северной Азии и источников глубинной энергии в Южно-Китайском море.
Борьба за воду, топливо, продовольствие и минералы для насыщения самого большого целостного рынка мира с 1,36 миллиардами потребителей станет главной причиной будущих конфликтов в Евразии.
- Невесты детородного возраста
Из-за политики избирательных абортов и убийства новорожденных на сегодня в Китае количество молодых людей в возрасте до 20 лет превышает количество девушек на 32 миллиона. Их сексуальная жизнь находится под вопросом. В 2030 году эта цифра составит свыше 40 миллионов. Более 30% мужского населения страны в возрасте между 30 и 40 годами останутся холостяками. В 2010 году их было около 5%.
Даже если соотношение числа рожденных мальчиков и девочек значительно улучшится в последующие 10 лет, как это случилось в Южной Корее, Китаю все еще будут нужны невесты из-за рубежа. Но соседние субконтинентальная Индия, Вьетнам и Корея сами стоят перед проблемой нехватки невест, как результата перекосов в политике контроля пола новорожденных.
Россия, Япония и страны АСЕАН имеют избыток женского населения. Но в Восточно-Сибирской части России проживает едва ли 6,5 миллионов человек, из которых женщин от 15 до 45 лет лишь 2 миллиона. И не более половины из них согласились бы рассмотреть возможность брака с соседями, что явно недостаточно для удовлетворения потребности Китая, превышающей предложение в 30 раз.
Только страны АСЕАН смогут предложить достаточное количество невест. В 2010 году их население составило 600 миллионов человек, с перспективой роста их числа до 740 миллионов к 2030 году. Процветающая же Япония не имеет никаких намерений поставлять своих женщин за границу.
Если Китай не переймет принципов тайваньской (одна женщина – один ребенок) и корейской (баланс полов новорожденных) политики решения демографической проблемы, ситуация в стране будет только ухудшаться.
Китаю необходимо вести жесткую общественную политику, включая движения «любите своих дочерей» и запрет на ультразвуковое сканирование плода с целью распознавания пола ребенка, чтобы остановить геноцид женщин. Ибо такое трагическое положение может спровоцировать социально-политический кризис и вооруженные конфликты.
- История гегемонии
У Китая богатая история завоеваний территорий Среднего Востока, земель кочевников Внутренней Азии и Европы до берегов Атлантики. Со времен второго столетия нашей эры в эпоху династии Хань, соседние земли (Корея, Вьетнам, Бирма (во времена династии Мин), территории вдоль Великого Шелкового пути вплоть до северо-восточного Ирана) постоянно подвергались набегам со стороны Китая.
В истории этой страны записаны войны с Индией (1962 года, Карибский кризис), Россией (со времен Петра Первого), Японией (1590-е во времена правления Хидэёси, 1895-1945), со всеми близлежащими соседями. Если принять 2000 лет истории Китая за образец, можно понять, что он будет искать способы усиления своего влияния в приграничных землях.
Не стоит исключать возможность жестких действий по отношению к Японии в вопросе добычи энергетических ресурсов в Южно-Китайском море и к России по поводу территорий российской части Маньчжурии и богатого энергетическими ресурсами Сахалина.
Инвесторы, работающие с Китаем, должны принять во внимание все эти моменты при вынесении решений по поводу долгосрочных инвестиций.
В то же время возможности работы в областях добычи ископаемых, рационального использования энергетических и водных ресурсов, переработки отходов и сохранения окружающей среды практически безграничны.
Рекламные компании и обращения через СМИ, формирующие отношение к девочке-ребенку как к чему-то ценному, а не как к обузе, наряду с политикой рождаемости по типу корейско-тайваньской, дадут свои положительные результаты при постановке правильных общественно-политических задач.