Питер Краут
Статуя Свободы является одной из самых узнаваемых достопримечательностей в мире. Как вы думаете, во что одета эта леди? Правильно, в медь (свыше 27 тонн).
Но медь используется не только в искусстве, это - один из ключевых ресурсов для всей мировой экономики. Начиная с 1900 года мировое потребление меди ежегодно увеличивается в среднем на 4%. Китай и Индия (некоторые эксперты даже шутливо называют эти две соседних экономики одним словом “Киндия”) нуждаются в больших объемах этого металла, чтобы обеспечить модернизацию и развитие энергетической и производственной инфраструктуры.
Медь также активно используется монетными дворами по всему миру. Например, большинство американских монет на 92% состоят из меди и лишь на 8% - из никеля.
Однако, естественно, золото является самым предпочтительным металлом. Это ценный, желанный и мистический металл.
Древние правители воевали за то, чтобы пополнить свои запасы золота. На протяжении тысячелетий золото выполняло роль денег. Последователи австрийской экономической школы ностальгируют по тем временам и считают, что золото должно вернуть себе былую славу, возможно став новой основной мировой резервной валютой. Но даже несмотря на многовековую историю, в течение которой золото было настоящим эталоном стоимости, медь (хоть и более скромный металл) вполне может занять почетное место рядом с золотом.
Китайская гора бумажных денег
Если медь станет ценным металлом наряду с золотом, Китай будет играть в этом одну из ключевых ролей. Медь используется повсеместно, от гибридных автомобилей до электрических решеток. Этот металл может стать как инструментом для хеждирования против инфляции, так и стратегическим активом.
Сегодня Китай сидит на “Эвересте” из бумажных денег – валютные резервы общей стоимостью в $2.4 триллиона. Ни одна международная финансовая организация не может похвастаться таким потенциалом. Более того, $800 млрд. выражены в казначейских облигациях США (то есть Китай является крупнейшим кредитором США).
Такой “сундучок с сокровищами” служит прекрасной страховкой в тяжелые экономические времена. Но проблема в том, что Китай осознает тот урон, который со временем нанесет инфляция этой огромной куче “зеленых купюр”.
Однако, все же есть один способ решения данной проблемы
Бернанке уже инициировал эмиссию одного триллиона долларов в качестве программы “количественного смягчения”, поэтому доллар быстро обесценивается. Вы, как рядовой инвестор, можете противостоять падению доллара, но только если будете действовать быстро. К счастью, мы не китайское правительство…
Китай пытается бороться со своими страхами относительно обесценивания доллара с помощью увеличения своего золотого резерва, но до сих пор не достиг значительных результатов. Недавно КНР официально объявил об увеличении своего золотого резерва до 1054 тонн, что на 76% больше, чем было в 2002 году. Но самое удивительное, что Китай добился этого, не купив ни единого золотого слитка за границей. Как? Просто Китай втайне от всех стал крупнейшим в мире добытчиком золота и затем выкупил все золото у себя. Звучит неплохо. Но очевидно, что когда ты сам у себя покупаешь золото и при этом расплачиваешься американскими долговыми обязательствами, то эти долговые обязательства все равно остаются у тебя на руках.
Даже несмотря на то, что золотые запасы КНР впечатляют, китайские власти все равно ищут выгодный способ избавиться от долларов.
Медь как один из гарантов новой резервной валюты?
Я думаю, Китай продолжит накапливать золото, но золотовалютные резервы все равно нуждаются в диверсификации и безопасности. Давайте признаем, предложение на рынке золота не может обеспечить глобальные потребности в нем, и Китай просто вынужден искать убежище в других материальных активах.
Поэтому для КНР было бы вполне выгодным решением продать свои долларовые активы (например, казначейские облигации США) и купить те ресурсы, в которых страна реально нуждается, и которые будут продолжать расти в цене (например, медь). Более того, медь вполне может служить одним из гарантов новой резервной валюты. Китайская доля на рынке меди составляет 38%. Очевидно, что именно прошлогодний рекордный объем китайского импорта меди взвинтил цены на этот красный металл, позволив им вырасти аж на 226%.
Диагноз “Доктора Медь”
Трейдеры сырьевых рынков зачастую называют этот важный цветной металл “Доктор Медь”, потому что его цена, а также соотношение спроса и предложения на рынке считаются показателями здоровья глобального производства. Что же удерживает цены на медь на относительно высоком уровне?
Во-первых, хеджевые фонды держат крупные позиции на физическом рынке меди, а не на фьючерсном рынке, потому что опасаются, что американская комиссия по срочной фьючерсной торговле сырьевыми товарами введет ограничения на объем сделок. Во-вторых, в этом году Китай закупил большой объем меди, увеличив свой годовой импорт аж на 63%.
Более долгосрочные перспективы
Я убежден, что на рынке сырьевых товаров все еще относительно ранняя стадия бычьего тренда. На самом деле модернизация, которая наблюдается в Китае, Индии и других странах с развивающейся экономикой, лишь поддержит этот бычий тренд, который, возможно, будет рекордным. Фундаментальный спрос вкупе с инфляцией двинет цены на сырье до небывалых высот.
Однако в ближайшей перспективе на рынке меди возможна коррекция перед возобновлением роста. Если в недалеком будущем и появится валюта, гарантом которой будут выступать сырьевые активы, то будьте уверены, что медь будет одним из них. Медь будут продолжать использовать преимущественно в индустриальном производстве и сфере энергетики (75%).
Золото останется высшей формой денег, а медь продолжит быть одним из индикаторов здоровья глобальной экономики и будет становиться все более ценным активом.
Ну и в заключение, каждый инвестор должен задать себе вопрос: "А как же я извлеку из этого выгоду?" Если вы ищете простой способ инвестировать в медь, попробуйте торговый инструмент под названием iPathDJAIGCopperTRSub-Index (NYSE: JJC). Он отслеживает изменения цены фьючерсов на медь, торгуемых на Нью-Йоркской товарной бирже.
Удачных инвестиций!