Две недели назад я посетил север России с целью оценки проектов, связанных с добычей природного газа. Оценка таких проектов по всему миру становится достаточно важным фактором для эффективного определения будущих цен на этот ресурс, потому что приближается эра “спот” цен на мировом рынке. В этом случае для всех участников рынка настанут перемены.
Спот рынки
Спот рынки позволяют краткосрочное изменение торговых объемов (обычно в течение 72 часов), а также являются фундаментом для более долгосрочного ценообразования.
Природный газ еще не торговался по спот ценам, за исключением тех зон, которые служат основными центрами, своеобразными узлами, распределяющими природный газ между другими рынками. Рынок газа отличается от рынка нефти тем, что нефть можно доставить танкерами в любую точку мира, где есть порт, и там уже продавать ее на спот рынках. В свою очередь, поставки газа ограничены трубопроводом.
Однако сжиженный природный газ или СПГ (газ охлаждается до жидкого состояния, доставляется танкерами по месту назначения и там возвращается обратно в газообразное состояние) полностью меняет всю картину.
В самом деле, по всему миру уже насчитывается более 90 новых специализированных терминалов, которые находятся на различной стадии строительства. Поэтому можно смело утверждать, что СПГ кардинальным образом изменит глобальный рынок природного газа в ближайшие десятилетия.
Импорт СПГ сможет решить проблему поставок газа в любую точку планеты, где в нем есть необходимость, а также окажет услугу экспортерам, дав возможность нового способа поставок данного ресурса.
Пересмотр стоимости активов
Торговля СПГ, которая включает добычу газа в одной стране и поставки этого ресурса в другую страну, положительно влияет на объемы поставок, но не имеет положительного эффекта на стоимость земельных активов по месту добычи. В отличие от нефти, которая на данный момент добывается в основном в странах, являющихся экспортерами нефти с относительно слабым внутренним спросом (Россия – исключение), газ используется в основном для обеспечения внутреннего спроса. То есть внутренний рынок все равно остается основным потребителем.
Однако если глобальный спрос на природный газ станет основным фактором, определяющим цены на этот ресурс, то стоимость земли, на которой производится добыча, будет, скорее всего, зависеть от рыночной стоимости СПГ.
Теперь, когда мы понимаем, что глобальная торговля природным газом будет развиваться, становится понятным, что необходимо найти способ сбалансировать цены на газ на местном, национальном и международном уровне с базовой стоимостью земельных активов, на которой производится добыча.
И это приводит меня к еще одной причине, почему я недавно ездил в Россию.
Пропасть между стоимостью и финансированием
Так как стоимость новых газовых проектов увеличивается, особенно в таких регионах, как Арктика, необходимы новые источники финансирования.
Как я уже отмечал ранее, российские власти не желают давать крупным иностранным инвесторам контроль над этими мега-проектами, поэтому источников финансирования остается очень мало.
Я предлагаю использовать активы в одном бассейне, чтобы на их основе определять стоимость финансирования новых газовых проектов в другой стране. Это позволит привязать стоимость гектара земли, на которой добывается (или может добываться) газ, скажем в США, к стоимости производства, скажем, в России (для обычного природного газа) или Польше (для сланцевого газа).
Данная мера позволит создать ситуацию, когда все в выигрыше, придя на смену “войнам”, когда новое производство в одной стране негативно влияет на экспорт другой страны.
А что это сулит частным инвесторам?
Итак, мы уже говорили ранее о мастер-товариществах с ограниченной ответственностью* (МТОО) в секторе природного газа США. Эти холдинги контролируют добычу, хранение и поставки природного газа.
По закону данные товарищества передают всю прибыль партнерам, тем самым избегая уплаты корпоративных налогов. Вся налоговая нагрузка ложится на вышеупомянутых индивидуальных партнеров.
После приобретения акций мастер-товарищества с ограниченной ответственностью через публичное предложение, держатели получают прямую прибыль через дивиденды. Поэтому рядовой инвестор может зарабатывать без непосредственного участия в таких товариществах.
Я предлагаю использовать такой же подход: разместить для публичного предложения определенную долю акций таких европейских/российских/американских кросс-холдингов, которые представляют газовый сектор своих стран. У этой идеи есть плюсы, включая возможность привлечения дополнительных средств для финансирования новых газовых проектов, предсказуемость изменения стоимости и возможность зарабатывать для рядовых инвесторов со всего мира.
Первые два первичных размещения акций, скорее всего, пройдут во Франкфурте (поэтому я был там две недели назад). Выпуск депозитарных расписок откроет доступ к акциям по всему миру.
Иногда, чтобы изменить ситуацию “либо ты, либо я”, достаточно дать каждому участнику идею и возможность сотрудничества на законной основе. Посмотрим, как это сработает.
*Мастер-товарищество с ограниченной ответственностью - товарищество с ограниченной ответственностью, вклад партнеров в которое существует в форме депозитных расписок, котирующихся на бирже; как юридическая форма организации бизнеса сочетает в себе преимущества налогообложения товарищества, заключающееся в отсутствии двойного налогообложения — на прибыль компании и на прибыль акционера, свойственного всем формам предпринимательства, капитал которых формируется путем подписки на акции; и преимущества способности привлечения капитала, свойственной публичным компаниям.