Мартин Хатчинсон
То, что я недавно узнал, и чем собираюсь поделиться с вами, подрывает позиции и без того нестабильной единой европейской валюты.
Все началось с того, что Берн Шунеманн, профессор права из Мюнхенского университета им. Людвига Максимилиана, подал в суд на Бундесбанк из-за участия последнего в проекте под названием Target-2 (межбанковская платёжная система ЕС). Г-н Шунеманн утверждает, что система платежей Target 2 подвергла немецких налогоплательщиков кредитным рискам на сумму свыше 615 миллиардов евро.
Интересно, а если Бундесбанк потеряет свою платежеспособность, кто будет его выручать? Более того, если посмотреть на ситуацию более пристально, то становится очевидно, что в таких рисках не было необходимости. Это просто результат плохой работы бюрократов из ЕС. Вот что я имею ввиду…
Евро и платежная система Target-2
Система расчетов Target-2 была введена в строй в 2007 году, придя на смену старой системе Target (Trans-European Automated Real-time Gross Settlement Express Transfer System). Первая версия представляла собой систему платежей между центробанками Eврозоны, которая появилась в 1999 году. По сути, когда гражданин Греции переводит деньги гражданину Германии, его банк в Греции производит платеж в пользу греческого центрального банка, который, в свою очередь, переводит деньги на счет Бундесбанка, а он уже перечисляет средства банку, в котором открыт счет получателя.
В повседневной торговле, транзакции не представляют собой ничего особенного. Греческий экспорт в Германию сбалансирован с немецким экспортом в Грецию. Однако, когда между странами образуется серьезный торговый дисбаланс, то он естественным образом отражается и на взаиморасчетах между центробанками двух стран. В конечном итоге, совокупный долг греческого центробанка перед Бундесбанком постоянно растет. А если греческие вкладчики ринутся в местные банки, чтобы забрать собственные средства и положить их под проценты в немецкие банки, то ситуация станет намного сложнее. В таком случае каждый миллион евро, снятый со счетов греческих банков и положенный на счет в немецких банках, будет увеличивать задолженность греческого центробанка перед немецким на эту же сумму.
По информации финансового консультанта Дэвида Марша, публикующего свои статьи в CBS Marketwatch, совокупные риски Бундесбанка возросли до 615 миллиардов евро (около 800 млрд. долларов), если верить данным за март сего года. В это же время задолженность испанского центробанка выросла до 252 млрд. евро, а итальянского – до 270 млрд. евро.
Следует учитывать и тот факт, что ни испанский, ни итальянский центробанк больше не могут печатать деньги, чтобы обеспечивать собственные облигации. Теперь этим занимается ЕЦБ. Получается, что Бундесбанк одолжил около 800 млрд. долларов самым слабым экономикам Еврозоны. А так как в случае серьезных проблем именно немецким налогоплательщикам придется спасать Бундесбанк (он не может печатать деньги), вышеупомянутый иск против банка выглядит вполне оправданным. Деньги-то немаленькие: почти по $10 000 на каждого гражданина Германии.
Ненужные риски для Евро
На первый взгляд, затраты кажутся вынужденными и необходимыми. Однако, если хорошенько вдуматься в суть происходящего и взглянуть на США в качестве примера, то можно осознать, что можно было обойтись и без всей этой возни. Например, если вкладчику из Алабамы, у которого на счете лежит 1 миллион долларов, не нравятся перспективы, предоставляемые банком Regions Financial Corp. (NYSE: RF), и он решает перевести свой вклад на счет, скажем, в банке JPMorgan Chase (NYSE: JPM), то в процессе перевода формируется межбанковское обязательство Regions перед JPMorgan Chase. В таком случае никакие из 12 региональных Федеральных резервных банков не фигурируют в качестве посредников, потому что в этом нет надобности, ведь оба банка используют одну и туже валюту. Поэтому банки США чисто физически не могут создать огромный дисбаланс в обороте денежных средств между собой.
Если бы все вкладчики банка Regions ринулись разом переводить все свои сбережения на счета JPMorgan в Нью-Йорке, то, в конце концов, кредитная линия JPMorgan, открытая для Regions, превысила бы лимит. В таком случае представитель JPMorgan Chase позвонил бы своему коллеге из Regions с просьбой погасить задолженность. Regions одалживает средства у другого банка в Алабаме (или у ФРС) и погашает задолженность перед JPMorgan Chase. И все довольны…
Если бы все банки Алабамы столкнулись с трудностью привлечения средств, и никто бы не открывал и не пополнял вклады, они бы сократили кредитование и увеличили ставки по межбанковским депозитам. Таким образом можно смягчить нагрузку от нехватки наличности, хотя в таком случае долговая нагрузка на местные предприятия увеличится.
Такую систему можно было бы использовать и в единой Европе, где на месте Алабамы была бы Греция, а Германия выполняла бы роль Нью-Йорка. Поэтому платежи между немецкими и греческими коммерческими банками можно было бы организовать по американскому образцу.
Дисбаланс начал увеличиваться с 2001 года. Если бы в Еврозоне действовала вышеупомянутая система платежей, то в определенный момент греческие банки исчерпали бы свою кредитную линию и вынуждены были бы погашать задолженность. А это значит, что греческие банки увеличили бы процентные ставки. Поэтому греческий мыльный пузырь лопнул бы гораздо раньше, принеся гораздо меньше потерь. Следовательно, задолженности греческих (и других проблемных) банков перед немецкими были бы намного меньше. Более того, немецкие банки смогли бы контролировать движение средств и ограничивать кредитные линии для конкретных банков. Все это привело бы к тому, что, в конечном счете, Германии не пришлось бы спасать проблемные банки Еврозоны за свой счет.
Пафосная и лицемерная бессмыслица
Тем не менее бюрократам пришлось вмешаться и создать систему платежей Target/Target-2, чтобы все платежи проходили через центральные банки стран Еврозоны, несмотря на единую валюту. В противном случае, центробанки стран Еврозоны можно было бы упразднить за ненадобностью после создания ЕЦБ.
Если перечитать англоязычную статью о Target-2 в Wikipedia, можно заметить, что она полна пафоса о минимизации системных рисков, повышении эффективности транснациональных платежей в европейской валюте и прочей чепухи. Но на самом деле, чего и добились создатели данной системы платежей, так это устранения кредитного мониторинга. Позволив центральным банкам действовать и кооперировать друг с другом, они создали видимость того, что этим банкам не грозит никакой дефолт и что платежный дисбаланс не является для них серьезной проблемой.
Кредитные риски вышеупомянутой платежной системы (с которыми вполне можно было бы справиться, если бы функционировала система американского образца) были переданы центральным банкам, которые позволили им вырасти до невероятных размеров. Следовательно, греческая расточительность и сомнительные кредиты на испанском рынке недвижимости продолжали увеличиваться без какого-либо контроля со стороны финансовых институтов.
Это серьезная слабость европейской финансовой системы, которая будет создавать проблемы и дальше, если ее не реформировать.
Жаль, что европейские банкиры и политики не понимали и не понимают (или не хотят понимать), что можно было обойтись и без всей этой лишней суеты, которая, к тому же, рано или поздно может погубить единую европейскую валюту.