Стоит ли современному человеку прислушиваться к мнению того, кто родился еще в 1912-м году? К сожалению, глубокая старость еще никому не добавляла остроты ума. Но если речь идет о сэре Джоне Темплтоне, порой создается впечатление, что годы не были властны над ним. Когда ему перевалило далеко за девяносто, в финансовых кругах его продолжали считать настоящим новатором, имеющим свой оригинальный взгляд на современность и предлагающим простые, однако весьма эффективные стратегии ведения бизнеса. Еще раньше, в 1999-м, Джона Темплтона авторитетный журнал «Money» объявил величайшим за последнее столетие глобальным экспертом по выбору акций.
Покупайте активы тогда, когда они находятся на самом дне. Продавайте, когда начинают расти. Вот и вся основная стратегия бизнеса Темплтона. Благодаря ей общая капитализация Templeton Group превысила 25 млрд. долларов. А начинал Джон практически с нуля! Впрочем, гораздо более интересными кажутся его взгляды на окружающий мир. Возможно, кому-то они покажутся схожими с идеологией старых либеральных олигархов Америки – настоящих акул бизнеса, процветавших еще задолго до Великой депрессии. Но тогда мы вынуждены будем признать, что все это работает до сих пор. Иначе как еще можно стать «величайшим глобальным стратегом» столетия? Темплтон, например, как-то сказал, что современному обществу вовсе не угрожает какой-то там терроризм. Проблемы на Уолл-стрит он также никогда не считал серьезными, зато свято верил в будущее доллара Соединенных Штатов. А самая главная угроза современности, по мнению Джона Темплтона, - это социализм и неприкрытое желание многих правительств регулировать экономические процессы.
Как один доллар превратить в миллиард?
Биография Джона Темплтона очень схожа с жизнеописанием множества успешных бизнесменов Запада. Родился он в глубокой провинции – маленьком городке Винчестер, штат Теннеси – да еще и в бедной семье. И, конечно же, с ранних лет всего вынужден был добиваться своим собственным трудом, живя в лишениях, экономя буквально на каждой мелочи. Студенческие годы пришлись на времена Великой депрессии. Заработать на кусок хлеба Джону было очень непросто. Тем не менее, в 1934-м году он закончил Йельский университет как лучший студент в своей группе. И это позволило ему продолжить учебу в колледже Беллиол в Оксфорде, по окончании которого Темплтон получил ученую степень в юриспруденции.
Уже в 1937-м году Джон начал делать карьеру на Уолл-Стрит. Примерно два года он присматривался к рынку в статусе одного из младших сотрудников. А рискнул начать свое дело в самый что н на есть «неподходящий» момент.
1939-й год – в Европе началась Вторая мировая война. Рынки залихорадило. И вот, именно в такое время Джон Темплтон попросил у своего босса взаймы десять тысяч долларов. Для сотрудника низового уровня – баснословная по тем временам сумма! В случае неудачи, он вряд ли когда-либо смог возместить потерянный капитал. Тем не менее, Темплтон вкладывает деньги не в самые надежные инструменты, а наоборот, выбирает компании с малой капитализацией, лежащие на «дне» акции, стоимость которых не превышает одного доллара. Крайне рискованная операция оказалась все-таки успешной. Джон быстро увеличил капитал в четыре раза, вернул кредит, получив для себя стартовый капитал.
Позже Темплтон объяснял, что не считает первый успех на бирже чем-то вроде выигрыша в лотерею. Наоборот, все было просчитано заранее. Ведь одолженные у босса десять тысяч он равномерно распределил по компаниям, находящимся в самой нижней точке. То есть, все покупал дешево. Акции тех компаний, которые обанкротились и исчезли с рынка, не принесли таких уж больших убытков. Зато остальные предприятия, сумевшие выбраться из «ямы», быстро подорожали, перекрыв убытки. Иначе говоря, Темплтон просто купил бумаги по самой дешевой цене, хорошенько диверсифицировав риски.
В дальнейшем он не раз применял подобную стратегию. В 1954-м году Джон открыл собственный фонд Templeton Growth, Ltd. По оценкам аналитиков, каждые 100 тыс. долларов, вложенные в него, к 1999-му году превратились в 55 млн! Но особенно повезло одному из первых клиентов фонда Лерою Пасли, который рискнул относительно небольшой суммой в 65 тыс. долларов, а через сорок лет его состояние превысило уже 37 миллионов. Хороший задел на пенсию, не правда ли? Нужно было только подождать и довериться Джону Темплтону…
Отметив 90-летие, Джон продал свои активы компании Franklin, принял британское подданство и поселился на Багамских островах. Когда его спросили, почему, - он ответил, что там можно хорошенько сэкономить на налогах. Но еще до того, в 1987-м году королева Великобритании Елизавета Вторая присвоила Джону Темплтону титул рыцаря за многочисленные достижения в общественной и благотворительной деятельности.
В последние годы сэр Джон Темплтон занимался, в основном, благотворительностью. Основал фонд John Templeton Foundation, который расходует по 40 млн. долларов в год на разного рода проекты, книги, образование и т.д. Известен также приз Темплтона в размере 1 млн. долларов – это крупнейшая в мире награда, присуждаемая ежегодно за прогресс в исследованиях духовности.
Инфляция не вызывала у Темплтона беспокойства, а рынок золота он не рассматривал как “бычий”. Он не верил в возможность кризиса доллара в будущем. Что касается перспектив экономического роста, Темплтон не ожидал ухудшения жизненного уровня, который, по его мнению, “может быть в 100 раз выше к концу текущего столетия”. Единственное, по поводу чего финансист выражал тревогу, - это “подкрадывающийся социализм” и государственное регулирование бизнеса по всему миру.
Бойтесь социализма, а не терроризма
За свою долгую жизнь Джон Темплтон не раз путешествовал по миру. Как-то, во время первого посещения Азии, его поразила тотальная и беспросветная нищета, в которой живут там обычные люди. Но вот, когда он приехал туда же через пару десятилетий, то увидел настоящее процветание в Гонконге, а Калькутта совершенно не изменилась. «Это потому, что в Индии строят социализм, а в Гонконге научились делать бизнес», - заключил Темплтон. Социализм и государственное регулирование, по его мнению, являются главными врагами экономического процветания человечества. В то же время многие проблемы, с которыми так самоотверженно пытаются бороться правительства многих стран, по его мнению вообще являются второстепенными. Среди них – и терроризм.
Сэр Джон Темплтон не верит в бычий тренд на рынке золота. Он вообще считает, что нельзя делать состояние на техническом анализе, а нужно пользоваться исключительно фундаментальными данными. А еще для хорошего заработка никогда не помешает пользоваться налоговыми льготами. И самое главное – всегда покупать дешево а продавать дорого. Прописные истины, в общем. Но в чем же тогда состоит новаторство идей Темплтона?
Аналитики финансовых рынков часто называют его пионером глобальной индустрии взаимных фондов. Оказывается, именно Темплтон первым начал делать успешные инвестиции по всему миру через них. Никто до него не вкладывал капиталы в зарубежные активы. И только тогда, когда на Уолл-Стрит убедились, что он таким образом получает большие прибыли, все бросились инвестировать в страны третьего мира.
Также Джон Темплтон известен как автор независимой инвестиционной стратегии. Метод покупки дешевых и продажи дорогих активов он применил в «экстремальном» масштабе, специально вкладывая в те страны, отрасли или компании, которые достигли крайних пределов падения – так называемой «точки максимального пессимизма». При этом Джон Темплтон всегда был наиболее последовательным сторонником диверсификации. По его же собственным словам, в ней не нуждаются только те инвесторы, которые оказываются правы в 100% случаев. Но где вы таких видели?
Тем не менее, Темплтона характеризуют как «неизлечимого оптимиста», взгляды на будущее которые не смогли пошатнуть ни 11-е сентября 2001-го года, ни огромный дефицит бюджета США, ни нарастающая инфляция. Одно из проявлений этой «неизлечимости» - Темплтон в корне не согласен с мнением, что высокий уровень жизни населения развитых стран являет собой проблему для глобальной экономики.
Пять основных стратегий Темплтона
По мнению экспертов, формула финансовой независимости и успеха Джона Темплтона сводиась, в основном, к пяти стратегиям:
- Стратегия рассчитанного риска. Именно с нее Темплтон и начал свою торговлю на бирже, когда на занятые 10 тыс. долларов покупал непользующиеся спросом акции. Он рассудил, что некоторые из них действительно обанкротятся, зато другие воспользуются своими шансами и восстановят бизнес. Тогда только четыре предприятия канули в лету, остальные же принесли немалую прибыль, позволив Джону заработать, в среднем, 400% прибыли.
- Стратегия «экономь и не растрачивай». Этого принципа Темплтон придерживался и во времена бедной юности, и когда разбогател. Женившись, он и его молодая супруга приняли решение экономить не меньше половины своего семейного бюджета. Первый дом Темплтон купил за наличные со скидкой. Никогда не брал потребительских кредитов. И даже когда переехал жить на Багамы, имея миллиарды, он купил себе подержанный Роллс-Ройс. По его мнению, растратить можно любой капитал. И даже самое скромное жалование позволяет откладывать деньги, которые в будущем можно вложить в успешный бизнес.
- Принцип «охоты за дешевизной». Темплтон по всему миру искал недооцененные компании. В среднем, держал акции от пяти до семи лет, пока они не оказывались на подъеме. Затем продавал с хорошей прибылью. Средняя доходность фондов Темплтона за 50 лет составила 14%, что гораздо выше рыночных индексов.
- Принцип использования преимуществ международных свободных рынков. Сэр Джон Темплтон предостерегает от капиталовложений в те страны, где высок уровень социализма или правительственного регулирования рынка. По его мнению, предсказать, как поведет себя их экономика, практически невозможно. Поэтому он всегда работал исключительно со свободными рынками. Свобода предпринимательства – обязательное условие, без которого Темплтон отказывался даже рассматривать любые внешне выгодные предложения.
- Принцип минимизации налогов. Темплтон советовал использовать преимущества тех финансовых инструментов, которые предполагают налоговые льготы и позволяют оставлять себе больше чистой прибыли. Интересно, что когда он сам перестал заботиться о налогах, его прибыли резко упали. По его собственному мнению, одним из богатейших людей мира ему удалось стать не в последнюю очередь благодаря тому, что он не занимался теми видами бизнеса, налоговая нагрузка в которых велика. К тому же, на что правительство использует заплаченные вами налоги? Уж не на строительство социализма ли?