Горячие Новости

Осядет ли капитал, бегущий из Кипра, в России?

Последние события, произошедшие на Кипре существенно пошатнули положение всей банковской системы Европы. Пусть не фактически, но в сознании. Что, безусловно, принесет свои «дивиденды» в будущем калейдоскопе финансовых трендов мира.

Сейчас на острове наблюдается то, что можно описать «затишьем перед бурей». Дамокловым мечом зависли прогнозы экспертов, а для того, чтобы они воплотились есть все предпосылки. В прошлом месяце Кипру была выделена помощь в размере 10 млрд евро в обмен на выполнение обязательного условия: самостоятельного изыскания средств в размере 5,8 млрд. Правительство не решилось пойти на требование ЕС и МВФ обложить налогом в 6,75% на депозиты на сумму до 100 тыс евро и 9,9% - свыше 100 тыс евро, опасаясь народных волнений. Вместо этого было принято беспрецедентное решение, еще больнее ударившее по вкладчикам с депозитами свыше 100 тыс евро: фактически все они были объявлены «плохим капиталом» и были списаны. Как в свое время произошло в Греции. С той лишь разницей, что последняя не была финансовым центром (специфическим оффшором), считавшимся одним из самых престижных в мире.

В контексте происходящего обыватели уже не задаются вопросом, спасется ли Кипр, предпочитая определять пути бегства русского капитала олигархов. Одним из путей общественность видит возврат в Россию. Поскольку «приличные оффшоры» русских к себе не пустят. Но так ли это на самом деле? И как определить степень «приличности»? Особенно, если его до сих пор позволяют себе трактовать в вольном стиле представители властей доминирующего государства ЕС – Германии, Еврогруппа и правление МВФ? Ответы на эти вопросы искали и журналисты Биржевого лидера.

 

Кому в русских ОЭЗ хорошо?

 

Инвестиции в российские и украинские инструменты (производство, строительство, инновации) и так осуществлялись множеством компаний, после того, как проходили «передержку» на кипрских счетах. Конечно, их не сравнить с «инвестициями», которые вкладывались в сам Кипр. Однако и остров не был конечной точкой маршрута оффшорных движений капиталов. Однако теперь, после того, как «райские врата», через которые проходят капиталы крупных российских и украинских бизнесменов, дали сбой, инвестировать в национальную экономику будет гораздо менее перспективно. Поэтому с большей вероятностью капиталы перейдут в другие юрисдикции.

Почему? Ведь в самой России есть свои оффшоры - экономические зоны со льготным налогообложением (рис. 1). Которые с успехом использовались известными бизнесменами.


Рисунок 1. Особые экономические зоны и индустриальные парки России

 

Однако финал их деятельности и успешно работавших внутренних оффшорных схем также печально известен. К примеру – деятельность Ходорковского, который сейчас находится в заключении. Кроме того, внутренние зоны экономического благоденствия предоставляют не самые лучшие и не самые конкурентоспособные условия для основных потребителей услуг оффшоров: налоговые ставки и сборы далеко не самые низкие, льготные каникулы не слишком длительные, к тому же, есть множество ограничений для рецепиентов льгот. В первую очередь – по виду деятельности. Запрещалась торговая и внешнеэкономическая деятельность, претендент на льготы должен быть нерезидентом региона. Ведь основной целью льготного налогообложения является привлечение инвестиций в инфраструктуру и промышленность региона. И схема предоставления их подвергается жесточайшему контролю со стороны властей. Зон со льготным налогообложением в России не так много. Это Калмыкия, Ингушетия (Зона экономического благоденствия – ЗЭБИ), Бурятия (Ангинский район), Республика Тыва, зоны экономического благоприятствования в Новгородской области (Батецком, Волотовском, Маревском и Поддорском районах), а также ОЭЗ технико-внедренческого типа. Кроме того – недавно внутренними оффшорами можно было считать закрытые административно-территориальные образования. Которые располагались возле АЭС и других предприятий, использующих или производящих атомную энергию. В РФ таких ЗАТО было два: Лесной и Трехгорный.

В последнне время принято относить к зонам со льготным налогообложением Калининград. Это единственный регион, который возник на фоне всеобщего упразднения других местностей с налоговыми льготами. Как видим, нынешнее правительство не очень охотно дает зеленый свет образованию новых и укреплению уже существующих льготных зон. Ситуация с Кипром вряд ли изменит нынешнее положение дел. Путин не заинтересован в способствовании процессу дальнейшей оффшоризации России.

 

«Классика» – снова в тренде

 

А теперь рассмотрим ситуацию на мировой арене. Итак, куда же могут «расползтись» пресловутые «русские капиталы» после того, как часть их ушла в казну Кипра? Давайте взглянем на рис. 2.


Рисунок 2. Оффшорные зоны Мира

 

Самыми очевидными преемниками Кипра как специфического оффшора являются страны из этой же группы, которые не находятся в поле зрения ФАТФ и уж тем более, не входят в его черный список (по версии 2012 года в него входят Иран, КНДР, Боливия, Куба, Эквадор, Эфиопия, Гана, Индонезия, Кения, Мьянма, Нигерия, Пакастан, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Сирия, Танзания, Таиланд, Турция, Вьетнам, Йемен).

Еще до того, как взошла оффшорная звезда Кипра, лидером по количеству инвестиций была Исландия. Однако она утратила лидерство в связи с кризисом. Теперь же в списке осталась только Калининградская область. Однако очевидное – не значит фактическое.

Второе место среди кандидатов по приему бегущего капитала разделили представители оффшорных зон повышенной респектабельности: Ирладния, Гибралтар, Остров Мэн и Гонконг. Однако процентные ставки там практически такие же, как и в российских зонах. Поэтому никто не отменял статус Каймановых, Багамских, Британских Виргинских островов и Белиза как классических оффшоров. И что самое важное – здесь не требуется никакой отчетности, соблюдается конфиденциальность.

Некоторые эксперты также рассматривают в качестве возможных оффшоров Швейцарию. Но на последнюю было в свое время оказано серьезное давление с требованием нарушить конфиденциальность вкладчиков. От этого, естественно, выиграли Франция и Германия, которые хотели бы за счет инвестиций в финансовый и банковский сектор решить собственные внутренние проблемы. Кипр был второй и более удачной попыткой. Рассматривать немецкие банки и государство в качестве убежища для своего капитала просто смешно. В основном услугами немецких банков пользуются частные мелкие вкладчики и бизнесмены среднего уровня. Привлечь элиту Германии не удастся хотя бы потому, что она уже себя дискредитировала в ситуации с Грецией и Кипром. Поэтому, самыми вероятными маршрутами станут все же страны из группы «классических оффшоров».

 

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Видео

Энциклопедия

24 июня
24 июня
Усманов Алишер Бурханович
Усманов Алишер Бурханович
8 октября
8 октября
Страховая система Азии
Страховая система Азии
Башнефть
Башнефть
Бразилия
Бразилия