В любой оффшорной зоне, кроме налоговых льгот, проводится политика конфиденциальности по отношению к своим инвесторам, что в некоторой степени гарантирует их защиту. Но при этом существует определенный уровень риска потери инвестиций, либо неполучения от них полной отдачи и обесценивания вложений.
Термин «оффшор» впервые появился в одной из американских газет в конце 50-х годов XX века. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путём географической избирательности. Другими словами, компания переместила деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на территорию с более благоприятным налоговым климатом. Таким образом, термин «оффшор» включает в себя не только юридическое понятие, но и экономико-географическое. Оффшор — финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям.
Традиционно, оффшорными являются небольшие острова и архипелаги Карибского моря, Тихого и Индийского океанов. Их основная особенность - полное отсутствие налогов, умеренные фиксированные платежи, нетребовательность к ведению бухгалтерского учета, высокая степень конфиденциальности и анонимности владельцев компаний.
Континентальные территории обладают гораздо более высоким статусом, и стоимость содержания оффшора может достигать здесь десятков тысяч долларов в год. Эти страны имеют налоговые льготы на некоторые виды деятельности. Но их нельзя назвать оффшорами в полном смысле этого слова: платятся налоги, ведётся более строгая бухгалтерская отчетность, регулярно проводится аудит. Сведения о владельцах бизнеса раскрываются в обычном порядке. К таким административно-территориальным образованиям, в которых действует особый режим налогообложения, относятся, Лабуан в Малайзии или некоторые штаты в США. К этой группе можно отнести и российские территории, такие как Калмыкия и Алтай. Также предполагается создать в России свою оффшорную зону. Разместиться она может на Сахалине или Курилах.
По оценке агентства Moody's, до 40% вкладов на Кипре принадлежат россиянам и в сумме насчитывают почти 25 миллиардов евро, из них около 6 миллиардов могут быть списаны.
Создание в России оффшорной зоны позволило бы вернуть российские деньги с Кипра и других стран, обеспечив одновременно развитие Дальнего Востока. Ведь налогообложение в РФ доходов в виде процентов, полученных физическим лицом по вкладу в банке, осуществляется, если процентная ставка по вкладу превышает: ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на пять процентных пунктов, по вкладам в валюте Российской Федерации или 9% годовых по вкладам в иностранной валюте. А на Кипре решили вернуться к идее налога на вклады после безуспешных переговоров о предоставлении финансовой поддержки.
Теперь власти Кипра рассматривают новый вариант закона, который предусматривает единоразовое снятие с банковских счетов более 25%. Списанию подвергнутся депозиты с суммой более 100 тыс. евро. Данный сбор будет введен с целью исполнения требований, разработанных «тройкой» международных кредиторов — Евросоюза (ЕС), Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ).
Однако в ЦБ подтвердили, что вкладчики лишатся более 60% денег. Те, у кого на счетах скопилось свыше 100 тысяч евро смогут перевести в акции Bank of Cyprus лишь 37,5% сбережений. С остальными средствами вкладчикам, возможно, придется распрощаться насовсем. Ранее главы Минфина и ЦБ обещали, что потери не превысят 40%.
Кипрский «налог» показал инвесторам, что их вклады в европейских банках больше не являются самым надежным способом хранения денег. Для защиты сбережений не обойтись без диверсификации. Как разрешится кипрский кризис, будут ли в итоге списаны со счетов деньги вкладчиков, пока неизвестно. Но то, что экспроприация государством денег вкладчиков вполне может произойти не где-нибудь в банановой республике, а в цивилизованной Европе, стало очевидным. Теперь, собираясь размещать средства за рубежом, инвесторы должны учитывать этот новый риск и менять подход к выбору места парковки капитала. Выбирая тихую гавань, надо, прежде всего, изучить страновые риски: объем государственного долга, кредитный рейтинг, наличие соглашения об избежание двойного налогообложения и порядок обмена информацией между странами.
ВОЛЬФГАНГ ШОЙБЛЕ, МИНИСТР ФИНАНСОВ ГЕРМАНИИ: «Ситуация на Кипре уникальна. Она совершенно не похожа на все прежние случаи спасения от дефолта в еврозоне. Здесь проблема кроется в раздутом банковском секторе - в отличие от Греции, на что я всегда указывал. Наши программы помощи всегда устроены так, чтобы добиться результата».
Канцлер Германии Ангела Меркель, известная своей сдержанностью и взвешенным подходом даже в самых спорных вопросам, была в ярости на парламентском заседании при обсуждении ситуации на Кипре. Она, как и министр финансов Вольфганг Шойбле, не оставила никаких сомнений в недовольстве новым планом по сбору дополнительных 5,8 млрд. евро.
МАРК ГАРБЕР, GHP GROUP: «Самое неприятное то, что это прецедент. Открыть ящик Пандоры - последствия непредсказуемые, это двойная ошибка, потому что не нужно было предлагать этого налога, не проанализировав все, потому что для Кипра безусловно, это решение будет иметь самые негативные последствия, для экономики страны, для будущего страны как таковой, но еще более непредсказуемые последствия это имеет для всего европейского сообщества. Я думаю, это может предзнаменовать бегство капитала из Европы в широком смысле этого слова. Коль скоро Европа сама позитивно отнеслась к идее конфискационных мер, мы можем увидеть какие-то непредсказуемые перетеки как во времена Второй Мировой Войны, когда капитал старался осесть в США или Канаде или уйти куда-нибудь в экзотические юрисдикции востока, Новой Зеландии, Австралии, потому что деньги любят спокойствие».
ЛОРАН ФАБИУС, МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ: «Есть очень большие российские вклады в кипрских банках. Позвольте напомнить, что сама система была невероятна. Процентная ставка составляла 5%, а в экономике не было такого роста. Чтобы обеспечить этот процент по вкладам, кипрские банки должны были реинвестировать капитал в Греции, где ставка была 8%».
Власти обещали инвесторам возместить потери в виде акций местных банков, однако эксперты прогнозируют бегство капиталов и обесценивание ценных бумаг финансового сектора. Чаще всего в комментариях экспертов к кипрским событиям в качестве наиболее надежных стран для хранения денег в Европе называются Швейцария и Великобритания. «Обе страны вне зоны евро, поэтому ЕЦБ имеет на них ограниченное влияние, их монетарные власти мобильны в принятии финансовых решений, что важно в случае появления признаков кризиса. Их экономики в настоящее время не вызывают серьезных опасений». Инициатива Еврогруппы относительно налога на депозиты окажет разрушительное действие на экономику Кипра: по данным Еврокомиссии, ВВП страны упадет в этом году на 15%, а за 2-3 года - до 25 %. Скорее всего, большинство иностранных компаний вовсе уйдут с острова, как только смогут вывести остатки капитала.
В.В.Соболев,
Институт финансового контроля и аудита
Литература
1. Соболев В.В. Валютный дилинг на финансовых рынках/ Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2009. – 442 с.
2. Сорос Дж. Алхимия финансов: Пер.с англ. – М.: “Инфра-М”, 1996. – 416 с.
3. http://twoducks.ru/offshornoe-investirovanie/
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Офшор#.
5. http://rbctv.rbc.ru/archive/market_experts
6.http://www.vedomosti.ru/finance/news/10325731/podalshe_ot_ostrova#