От венецианских банкиров выпускавших бумажные векселя, до первого и второго центробанка США, коими были Банк Северной Америки в 1781 году и Первый Банк Соединенных Штатов в 1791 году, о которых мы писали в предыдущей статье данного цикла, мы прибыли в 1836 год. Закончили мы на том, что Второй Банк Соединенных Штатов встретил яростное сопротивление со стороны Президента США Эндрю Джексона, который фактически упразднил данный финансовый институт.
Так почему же после удачного первого срока президентства Джексон во время баллотирования на второй срок сделал ставку на упразднение огромного успешного банка? Ну реально, зачем? Он боялся мощи влияния банковских интересов. Президент использовал свое право на вето, когда полномочия банка истекли и необходимо было повторно наделить ими банк, но законопроект был одобрен обеими палатами Конгресса. А самое интересное было то, что законопроект был одобрен решающим голосом и только потому, что бывший противник банка получил от него кредит в 20 000 долларов и изменил свое решение.
Джексон, в конечном счете, смог победить центробанк со всеми его кредитами и услугами в качестве подкупа, обратившись напрямую к избирателям.
Выступая перед народом, он сказал: “Как жаль, что богатые и влиятельные граждане США слишком часто пользуются своим положением, чтобы склонить законодательство на свою сторону и заставить его служить своим эгоистичным интересам… Все эти искусственные различия, титулы и привилегии направлены на то, чтобы забрать у бедных последнее, а богатых сделать еще богаче. Простой народ, у которого нет ни времени, ни средств на то, чтобы защитить свои интересы, имеют право на то, чтобы жаловаться на несправедливое отношение к ним со стороны властей”
К сожалению, для всех граждан США, начавшаяся Гражданская Война привела не только к отмене рабства для чернокожего населения, но и к порабощению всего американского народа, заключив его под стражу в тюрьме из долга, плутократии и банковского мастерства. Без центробанка, но с банками отдельных штатов, у которых находились остатки активов, принадлежащих бывшему центральному федеральному банку (они были розданы по поручению Джексона), финансирование военных действий стало практически нереальным.
В 1862 году по принуждению Министра Финансов Сэлмона Чейза, Конгресс одобрил выпуск Казначейством 150 миллионов долларов в виде кредитных векселей, которые были объявлены законным платежным средством на территории США. Они получили прозвище гринбек*.
Но, ни президенту Линкольну, ни министру финансов, ни Конгрессу США не было дела до того, что выпуск бумажных платежных средств без обеспечения их золотом или серебром было занятием весьма сомнительным в лучшем случае. Но тогда шла война, и они были заняты ею. Зато все это имело большое значение для банкиров.
В первый и последний раз в истории США деньги были выпущены государством, а не банкирами. У Линкольна не было никаких проблем с тем, чтобы бесплатно выпускать необеспеченные бумажные деньги с помощью Казначейства для того, чтобы финансировать военные действия, вместо того, чтобы одалживать такие же необеспеченные деньги у банкиров и потом платить им проценты поверх основного долга.
К концу Гражданской Войны было выпущено 432 миллиона долларов в виде гринбэков. Но срочно требовалось намного больше денег.
Поэтому в 1863 году Конгресс одобрил закон о национальных банках**. Хотя у Казначейства и не было никаких проблем с выпуском ничем не обеспеченных гринбэков, Линкольн и Чейз боялись, что если военные действия будут развиваться не в пользу Севера, то народ вскоре потеряет доверие к этой валюте.
Банки покупали правительственные облигации за любые средства, поступающие от вкладчиков, и затем делали депозиты из этих облигаций в резервы Казначейства.
Затем Казначейство выпускало банкноты, обеспеченные этими резервами, и передавало их банкам с их названиями на банкнотах. По сути, банки получали больше денег от правительства через покупку большего количества облигаций, но теперь уже за полученные новые банкноты.
По сути, данная схема действует до сих пор, только лишь с той разницей, что масштабы стали несоизмеримо больше. Банки покупают казначейские облигации и используют их как резервы, вместо наличности. Они используют облигации как безрисковую гарантию для наличных займов у ФРС и других банков, которые они используют для покупки большего количества облигаций, чтобы увеличить количество наличных средств для кредитования, а с кредитов они получают проценты поверх основного долга.
Это была идеальная схема сотрудничества и для государства, и для банкиров.
Данная схема финансировала военные действия и впоследствии создала целую банковскую индустрию, которая была достаточно процветающей. Но она работала больше на банкиров, которые накопили достаточно мощи, чтобы убедить правительство в том, что можно продолжить эту схему сотрудничества без необходимости правительству печатать деньги. Так банкиры прочно закрепили за собой позиции единственных финансистов для правительства США.
Затем в 1870 году каким-то чудом ставший Верховным Судьей США Сэлмон Чейз (да, тот самый Чейз, который был министром финансов и печатал гринбэки) постановил, что правительственные векселя (гринбэки) противоречат Конституции! Вот так вот! Это был конец игры! Банкиры одержали окончательную победу!
Кто был среди тех банкиров? Ну, их было много. Среди них была и европейская династия банкиров. Это был самый могущественный и богатый игрок за всю банковскую историю США. Они создали американское банковское чудище.
Клан Ротшильдов, выходцев из Франкфурта, стал необычайно богат к концу 19 века. Они вели свои банковские дела в Германии, Австрии, Италии, Франции и Великобритании. Естественно, что новая сфера интересов легла на новообразованные Соединенные Штаты. Ротшильды финансировали обе стороны в Гражданской Войне.
Но когда Конфедерация начала сдавать позиции и, конец войны был уже близок, Ротшильды быстро приняли сторону Севера, выкупив огромное количество облигаций, а затем выкупили долги Юга за сущие копейки, понимая, что победивший Сервер будет расплачиваться за всю нацию.
Еще в 1837 году Натан Ротшильд поддержал американского торговца Джорджа Пибоди, который приплыл в Англию, чтобы продать облигации на постройку канала, а затем стал крупнейшим в Лондоне эмитентом кредитных писем для трансатлантических экспортеров.
Пибоди познакомился с американским банкиром Джуниусом Морганом в 1850 году, и при поддержке Ротшильдов создал компанию Peabody, Morgan & Company в 1854 году. Эта компания стала агентом по продаже американских облигаций в Лондоне, что приносило ей немалых доход и давало возможность финансировать торговые отношения между Европой, США и Конфедерацией. Сын Джуниуса Моргана Джон Пьерпонт Морган получил в наследство дело отца. Он стал основной силой, стоящей за созданием ФРС.
Важно понимать, что из-за общих могущественных покровителей, банковские гиганты в Нью-Йорке были не только конкурентами, но и друзьями. Тем не менее, экспансия США на дикий запад открывала для банкиров все новые и новые возможности, позволяя уйти с поля зрения Нью-Йорка. Новоиспеченные западные банки развивались очень быстро.
Хотя, мало что изменилось в плане банковской модели, то есть банки все также не держали достаточно золота, серебра или наличности в своих резервах. Паника или лопание мыльных пузырей были регулярными явлениями. Только в 19 веке наблюдалось несколько серьезных банковских крахов в 1873, 1884 и 1893. Была паника и в 1907 году. Этот кризис серьезно потряс американский народ. Банковская система почти полностью рухнула. Ситуацию спас Д.П. Морган. Что-то нужно было делать, чтобы подавить бесконтрольное появление на западе различных банков, которые обгоняли по прибыльности банки восточного побережья. Пришли к тому, что Нью-Йоркским банкирам нужен был кредитор последней инстанции, чтобы увековечить их прибыльные банковские схемы. Об этом поговорим в следующей статье данного цикла.
_______________
* greenback 1) гринбек (буквально "зеленая спинка"; изначально термин обозначал не обеспеченную золотом банкноту, выпущенную Казначейством США в соответствии с законом "О законном платежном средстве" от 1862 г.; название связано с цветом банкноты)
** National Bank Act , закон "О национальных банках" (закон, в соответствии с которым создавалась система национальных банков, которые должны были выпускать банкноты единого образца; в соответствии с законом, национальные банки находились в частной собственности, но получали разрешение на осуществление банковских операций непосредственно от федерального правительства; для регулирования процесса создания национальных банков и контроля за их деятельностью в рамках Министерства финансов США было создано Управление контролера денежного обращения; банкноты, выпускавшиеся национальными банками, должны были оформляться по единому образцу, разным было только указываемое на банкноте название банка-эмитента; кроме этого закон подразумевал создание системы обязательных банковских резервов: национальные банки, должны были формировать резервы для обеспечения выпущенных банкнот и принятых вкладов; резервы могли состоять из собственно запасов денежных средств и остатков на счетах в крупных банках в финансовых центрах; также национальные банки в качестве обеспечения выпускаемых ими банкнот должны были приобретать государственные ценные бумаги; закон был принят в 1863 г. с целью упорядочения банковской системы — ранее на уровне штатов создавалось значительное число банков, которые выпускали банкноты собственного образца и принимали депозиты, но часто не обладали достаточной финансовой устойчивостью и вскоре банкротились; предполагалось, что принятие закона побудит банки штатов перерегистрироваться в качестве национальных банков; однако на практике многие банки штатов считали не выгодным действовать в соответствии с ограничениями, налагаемыми на операции национальных банков; в 1865 г. на банкноты, выпускаемые банками штатов по собственным образцам, был введен 10% налог, что позволило вытеснить эти банкноты из обращения).