Недавние намеки от ФРС США относительно планов по сокращению программы количественного смягчения оказали давление на Американский фондовый рынок. Индекс Доу-Джонс упал более чем на 100 пунктов. Тем не менее, фондовые рынки за пределами США ощутили еще большее давление. Проблема в том, что соответствующий рост доходности по американским казначейским облигациям вызвал рост стоимости заимствований по всему миру. В свою очередь это привело к бегству дешевого капитала из развивающихся рынков и их национальных валют.
Это привело к следующим последствиям:
● Валюты Индии и Турции упали против доллара до абсолютных минимумов, то же произошло и со стоимостью облигаций.
● Индонезийская валюта также упала в стоимости до минимальной отметки с 2009 года.
● Фондовые рынки Индонезии, Тайланда, Филиппин и других стран показали снижение.
Разговоры о возможном преждевременном сокращения программы стимулирования американской экономики со стороны ФРС все еще оказывают существенное влияние на дефициты в этих странах. По мере роста неопределенности на фоне боле высокой стоимости заимствования приведет к повышенной волатильности на этих рынках.
Многим инвесторам может показаться, что эти подводные камни уже невозможно будет обойти, когда речь идет о получении прибыли. Но есть одно правило, которое может помочь вам обезопасить свои инвестиции, параллельно сохраняя шансы на извлечение прибыли из сильнейших фондовых рынков за пределами США. По сути, оно представляет собой разницу между положением зарубежных рыков с реальным потенциалом и превращением в жертву бездумной политики Бена Бернанке и ФРС США.
Навигация по рынкам за пределами США
Чтобы понять политику, движущую зарубежные рынки, необходимо обратить внимание на то, что происходит на развивающихся рынках.
Проблемы на них появились еще в начале года, задолго до того, как пошли разговоры о возможном сокращении программы стимулирования со стороны ФРС.
Обеспокоенность замедлением темпов развития мировой экономики оказывала давление на фондовые рынки развивающихся экономик планеты.
Когда S&P 500 демонстрировал диагональное движение в ценовом диапазоне (всего +0,53% за три месяца), фонд iShares MSCI Emerging Markets Index (ETF) (NYSEARCA: EEM) упал почти на 10% (рис. 1).
Рисунок 1. Фонд iShares MSCI Emerging Markets Index (ETF) (NYSEARCA: EEM)
Обеспокоенность экономическим ростом на фоне негативных ожиданий касаемо спроса отрицательно сказалась на экспортоориентированных экономиках.
Тайский SET и индонезийский Jakarta Composite Index снизились на 18% и 20% относительно майских максимумов. Филиппинский фондовый индекс также упал на 17%, а индийский Sensex ослаб на 10%. Валюты этих стран также упали более чем на 10%. Но в этом нет ничего удивительного.
Все дело в том, что когда Япония стабилизировала свою экономику в попытке побороть рецессию, а европейские рынки не показали аналогичного, инвесторский аппетит к рискам вернулся.
Дешевые деньги, созданные политикой центрального банка, простимулировали фальшивый прирост в карманах определенных инвесторов. Когда центробанки десятки крупнейших экономик планеты сбили доходность по облигациям до нуля, инвесторам пришлось искать прибыльные активы.
В результате они пришли на более рискованные рынки облигаций развивающихся экономик типа Индонезии, Малайзии и Турции. Теперь же разговоры о возможном сокращении программы стимулирования с стороны ФРС вызвали внезапный рост доходности по американским облигациям. В результате стоимость облигаций в остальном мире (даже в еврозоне) испытала давление. Инвесторы вновь переключили свое внимание на облигации развитых экономик планеты, резко сократив свою толерантность к рискам. Для развивающихся рынков и их валют этот кратковременный аппетит к рискам стал обычной игрой, которая вот-вот закончится.