Бенджамин Грэхем (или Грэм) – одна из самых легендарных личностей в инвестиционном бизнесе Соединенных Штатов. Его часто называют старейшиной на Уолл-Стрит и Отцом инвестирования на основе ценности. Выходец из бедной семьи, Бенджамин Грэхем не только сумел за короткое время исключительно благодаря своим знаниям, таланту и упорному труду сколотить огромный капитал, но и внес неоценимый вклад в развитие теории инвестирования. На его книгах воспитаны многие тысячи биржевых инвесторов и спекулянтов. Наконец, в своих научных изысканиях Грэм попытался провести четкую границу между инвестиционной и спекулятивной деятельностью, что для поколения биржевых трейдеров первой половины прошлого века было настоящим открытием.
От бедности к процветанию
Родился Бенджамин Грэхем в Лондоне 8 мая 1894 года (умер 21 сентября 1976 года). Биографы легендарного инвестора напоминают, что его настоящая фамилия была Гроссбаум. Однако, когда мальчику исполнился всего один год, его семья эмигрировала в Соединенные Штаты. Вместе со сменой гражданства появилась возможность подправить и паспортные данные.
Отец Бенджамина также был довольно успешным предпринимателем. Он содержал фирму, импортирующую из Австрии и Германии антиквариат, фарфоровые и керамические изделия. Но период относительного процветания семьи длился недолго. Когда Грэму-младшему было всего девять лет, отец умер, и наследнику пришлось испытать все «прелести» полунищенского существования в одной из самых быстроразвивающихся стран мира, к которым тогда относились США.
Позже Бенджамин рассказывал, что для выживания на улицах Нью-Йорка ему приходилось максимально использовать не только свои умственные способности, но и мускулы. И все-таки он не стоял на месте, а пытался вырваться из капкана нищеты. Уже в двадцатилетнем возрасте Грэм получил степень бакалавра в Колумбийском университете. Ему почти сразу предложили на выбор должности преподавателя либо на факультете математики, либо – обучать студентов литературе или философии. Но он выбрал гораздо менее надежный и более трудный путь, устроившись на должность ученика в отдел облигаций работающей на Уолл-Стрит фирмы Newburger, Henderson and Loeb.
Такое решение, впрочем, только на первый взгляд может показаться странным. Это сейчас даже обычный учитель в захудалой американской школе автоматически становится представителем так называемого среднего класса. А сто лет назад даже должность преподавателя в университете США вовсе не гарантировала, что семья, которую должен был кормить Бэнджамин, не будет экономить на еде. Ученику в коммерческой фирме платили гораздо больше. Тем более, такому талантливому, каким оказался Грэхем.
Уже в 26-летнем возрасте, всего через шесть лет после начала своей бизнес-карьеры, Бенджамин Грэхем становится одним из партнеров в компании Newburger, Henderson and Loeb. Помимо солидного оклада ему должны были платить еще и 2,5% от прибыли. Грэм хорошо помнил уроки проведенного в бедности детства и юности, которые научили его ответственно относиться к деньгам и оставаться весьма консервативным в затратах. Этим принципам он не изменял и будучи уже весьма обеспеченным успешным предпринимателем. Тогда же Грэхем вывел одно из своих первых правил инвестора: чем глупее поведение рынка, тем больше возможностей для умного профессионального инвестора. А времена, надо сказать, было еще то. Как-никак Америка стояла на пороге Великой депрессии.
В 1923 году успехи применяемой Грэхемом стратегии заметили и другие участники биржевого рынка. Бенджамину предложили создать инвестиционный фонд с капиталом в 250 тыс. долларов. При этом его личная зарплата должна была составлять 10 тыс. долларов в год плюс 20% от прибыли. Для человека, которому только что исполнилось 29 лет, - это необычайный успех и полное признание его личного коммерческого таланта. Отметим, что тогдашний доллар стоил не менее нынешней сотни (и это – по самым скромным оценкам). Для сравнения: на первом рабочем месте Бенджамин получал всего каких-то 17 долларов в неделю. Потому и сумма отданных в управление активов, и зарплата, и дола прибыли, которая причиталась Бенджамину, говорили о многом.
Взлеты и падения Грэхема
1923 год стал одним из самых успешных в биографии Бенджамина Грэма. В самом начале лета он основал свое первое независимое предприятие Grahar Corporation. Как отмечают историки американского бизнеса, название было составлено из имен Грэма и его партнера Луиса Харриса, который до того владел крупными складами и стал главным инвестором вновь созданной компании. Капитал на старте оказался вдвое большим, чем в Newburger, Henderson and Loeb – полмиллиона долларов. Здесь Бенджамин Грэм, не имея существенной части собственности, все-таки полностью контролировал инвестиционную политику компании.
Главным принципом деятельности Grahar Corporation стал поиск сильно недооцененных акций, которые скупались на длительный период. Но и переоцененные бумаги Грэм также приобретал на короткое время, чтобы не оставлять капитал без движения. Впрочем, эта фирма просуществовала всего два года, после чего Бенджамин основал компанию Benjamin Graham Joint Account. До 1928 года средняя доходность предприятия составлял 25,7%. Как отмечали тогдашние аналитики, такие темпы роста были чем-то необычайным. Бизнес рос как на дрожжах, и Грэму вскоре понадобился партнер для ведения административной работы. На эту должность Бенджамин пригласил брата своего друга детства Джерома Ньюмана, после чего компания снова трансформировалась, обретя новое название Graham Newman Investment Fund.
Казалось, рынок к тому времени более чем благоприятствует инвестиционным фондам. Получить новые вливания капиталов стало достаточно просто. Сейчас аналитики сразу забили бы тревогу и заговорили бы о «надувании пузырей». Но тогда, накануне «Великой депрессии» подобные проблемы ни инвесторов, ни исследователей рынков особо не беспокоили. Бенджамин Грэхем в это время пытается запустить еще и трастовый фонд Hentz-Graham, где его партнером должен был стать Бернард Брух. Однако, к сентябрю 1929 года американский фондовый рынок уже оказался на пороге краха, показывая необычные кульбиты в биржевых котировках. И Грэм, словно предчувствуя большую опасность, все-таки отказался от нового сотрудничества.
«Великая депрессия» не уничтожила бизнес Грэхема, хотя в период самого жесткого в истории прошлого века экономического кризиса он потерял около половины находящихся в его управлении капиталов. Грэм, конечно же, сделал соответствующие выводы, стал противником слишком агрессивных методов биржевой торговли. Однако, ему все же пришлось отойти от дел, переключившись с практики на теорию. Интересно, что до 1956 года созданные Грэхемом фонды, оставшись без его непосредственного руководства, показывали гораздо меньшую прибыльность – в среднем око 17% в год.
Бессмертные труды
Пережив взлеты и падения, необычайный успех и неудачи, Бенджамин Грэхем все больше задумывался о причинах, которые приводят рынки к необычайному развитию и толкают их в пропасть жесточайших кризисов. Результатами своего анализа он охотно делился со своими коллегами, создав, в конце концов и собственную систему обучения молодых трейдеров.
Когда Бенджамину было всего сорок лет (1934 г.), из-под его пера вышла книга «Анализ ценных бумаг», признанная впоследствии настоящей «библией» для трейдеров и инвесторов всего мира. Соавтором книги стал не менее известный теоретик инвестирования Дэвид Долл. В своем труде Грэм обосновал принципы «стоимостного инвестирования», которые базируются на фундаментальных показателях оценки акций. В этой же книге впервые прозвучал термин «внутренней стоимости».
А через 15 лет (в 1949 году) вышла книга «Разумный инвестор», в которой Грэхем попытался объяснить, как профессиональный инвестор может опережать рынок, фактически, прогнозируя подорожания и падения стоимости активов. Бенджамин Грэм также рассказал, каким образом можно отыскать недооцененные акции, от инвестиций в которые в будущем можно получать наибольшие прибыли. По мнению Уоррена Баффета, «Разумный инвестор» и сейчас остается лучшей из когда-либо написанных книг на тему инвестиций.
Принципы Бенджамина Грэхема
Грэму принадлежит несколько фундаментальных изысканий в сфере биржевой торговле и инвестиций. Он первым среди теоретиков призывал провести четкую границу между обычными спекулятивными операциями и инвестиционной деятельностью. По мнению Бенджамина Грэхема, в зависимости от характера работы трейдера необходимо выбирать и стратегию капиталовложений.
Как и многие его ровесники, не менее успешные биржевые акулы Америки прошлого века, Грэхем категорически выступал против восприятия биржевой торговли как чего-то похожего на азартную игру. По его мнению, настоящий трейдер всегда осуществляет операции на основе тщательного анализа фактов, безопасности вложенных средств и перспектив получения прибыли. Для этого, как утверждал Грэм, трейдер обязан:
- относиться к акциям или другим активам как к своей доле в бизнесе;
- не беспокоиться по поводу краткосрочного колебания биржевых котировок, поскольку в краткосрочной перспективе рынок ведет себя «как машина для голосования», а в долгосрочной – «как весы», на которых внутренняя стоимость акций обязательно определяет их рыночную цену;
- концентрироваться на анализе финансового состояния предприятия, акции которого трейдер покупает или продает. По мнению Грэма, акции необходимо скупать, когда их внутренняя стоимость выше рыночной, и продавать в противоположном случае;
- рыночные колебания Бенджамин Грэхем также не советует игнорировать, поскольку они могут служить индикатором надежности активов и позволяют наиболее удачно покупать или продавать акции именно тогда, когда для этого возникают необходимые условия. Так, резкое падение фундаментально надежных бумаг является очевидным сигналом на покупку. Резкое подорожание активов без какой-либо серьезной причиной – хороший способ заработать на краткосрочных операциях. Можно подороже продать акции, которые, скорее всего, в недалеком будущем, снова вернутся к своей обычной стоимости, когда их нужно будет скупить обратно.