Накануне 17 октября весь мир замер в ожидании краха самой крупной державы. Масс-медиа до неприличия подогрели ажиотаж и раздули панику вокруг этой темы. Подобного масштаба истерии не наблюдалось с преддверия обещанного конца света в декабре 2012. Однако, сейчас, как и тогда, время расставило все по своим местам. Американские представители противоборствующих партий, подобно опытным шоуменам, оттягивали необходимость компромисса на самый последний момент. Очевидно, никому не хотелось брать на себя принятие решения об увеличении потолка госдолга по облигациям. Однако, и пойти на признание страны банкротом – тоже не являлось выходом. Экономика страны пошатнулась, приняла удар и выдержала. Конечно, не без последствий. А, возможно, все же стоило пойти на «обнуление экономической истории»? Что в результате ждет Соединенные Штаты – наращивание государственного долга, или честное признания своего бедственного положения перед инвесторами? Было ли решение о поднятии «верхней планки» в и без того неприлично огромной сумме? С этим вопросом корреспонденты журнала Биржевой лидер обратились к ведущим экспертам одноименного Интернет-портала.
О несостоятельности американской экономики рассчитываться за свои непомерные аппетиты мировое сообщество знало давно. Однако, смотреть сквозь пальцы на мышиную возню, которая по сути ничего не решала, между республиканцами и демократами, ни Евросоюз, ни страны Азии и Южной Америки не могли. Ведь привязка нефти к доллару сделала мировые рынки зависимыми от одной страны. До недавних пор, несмотря на астрономическую сумму, госдолг США был признан самым безопасным видом инвестиций, на чем основывалось ядро экономического мироздания.
Миссию рупора мирового сообщества в числе первых взяла на себя британская Daily Telegraph. В колонке редактора прозвучало предупреждение о движении великой державы в сторону катастрофы, которая по масштабам затмит кризис 2008. И рецессия – это самое мягкое название того, на что могут рассчитывать ведущие финансисты планеты.
Имидж – ничто?
О неизбежности увеличения суммы госдолга знали все. Ведь в американскую госказну поступает доходов меньше необходимого. Так что держателям казначейских облигаций, возможно, нескоро доведется увидеть полную выплату по ним. И проблема даже не в том, что инвесторами суверенного долга выступают китайское правительство и пенсионные фонды. Подвешенный «дамоклов меч» над головами обитателей Капитолия уже дает свои горькие плоды. Безусловно, ожидания в некоторых случаях хуже, чем происшествие. Что угрожает миру в случае банкротства? Безусловное падение фондовых рынков и взлет процентных ставок, обрушение производственного сектора, и, в конце концов, - катастрофа социального сектора. Последнее, это то, что позволяет себе делать МВФ в любой другой стране. Почему же носители титула сверхнации не могут допустить, чтобы ущемили интересы их сограждан в нужный момент? Возможно, дело здесь не только в том, чтобы и дальше вовремя и в нужном количестве кормить всех голодных. Скорее, дело в статусе. Который в современной финансовой системе имеет большее значение, чем деньги. Ведь это сказывается на стоимости облигаций. Если произойдет обвал – долги правительства вырастут еще больше. Ведь финансовая безопасность для любого инвестора – ключевой вопрос и краеугольный камень в формировании стратегии осуществления вкладов.
Первой жертвой в списке кредиторов станет локомотив инженерной мысли мира – Япония. Ведь ее доля в облигациях составляет 1,14 трлн. долл. – 20% годовых объемов ее производства.
Когда будет следующий «экономический конец света»?
Оказывается, изъятие из экономики США суммы в 175 млрд. долл. по мнению аналитиков Goldman Sachs, уже станет поводом для глубокой рецессии. Очевидно, ответа «нет» в вопросе противостояния двух политических лагерей просто не могло быть. Ведь министерство финансов в лице его главы Джека Лью еще в мае месяце поставило сенат в известность о том, что пакет чрезвычайных мер будет исчерпан к 17 октября. И весь второй квартал политики словно затягивали время в стремлении отсрочить неизбежное.
Скажем так, Лью знал, что в точности предсказать последствия признания страны банкротом, не может ни один аналитик. Однако, налоги все равно будут поступать, поэтому платить по счетам США в конечном счете сможет, но далеко не по всем и сразу.
Первая сумма пойдет на выплату процентов в качестве выполнения долговых обязательств перед инвесторами. Однако эксперты считают, что такой шаг незаконный в техническом аспекте. Поэтому Барак Обама не допускает подобного развития сценария.
В идеале, министерство финансов может использовать деньги от налогов, чтобы платить только проценты по уже проданным облигациям. Многие задают себе вопрос, кто платит по счетам страны. Ежедневно в министерство США приходят более 2 млн счетов из различных федеральных ведомств, которые затем направляются в три главных конторы. Оплачивать счета надлежит офису распределения министерства обороны, бюро налоговой службы и службе финансового управления. В случае необходимости выбора приоритетов, казначейством перекроются финансовые потоки, ведущие к министерству обороны и службе финансового управления. Таким образом, оплата будет осуществляться непосредственно ведомством, собирающим доходы страны. Ожидается, что вначале будут оплачены самые крупные счета, которые начали поступать с 1 ноября. Из 175 млрд требуемых средств для немедленного изъятия у правительства имеется только 68%. Эту сумму нужно распределить между кредиторами в течение текущего месяца. К тому же существует проблема с регулярностью поступления на баланс доходной части бюджета ожидаемых объемов выплат в виде налогов и сборов.
Кроме этого существуют также незапланированные платежи, возникающие в результате регулярного рефинансирования. Следующий его этап запланирован на ноябрь. Сумма возникшая при рефинансировании равна 300 млрд. долл. Получается, чтобы рассчитаться со старыми долгами, США влезают в новые долги.
К тому же источником беспокойства могут быть не только запланированные платежи.
Каждые несколько дней Казначейство США должно рефинансировать текущий долг – в следующем месяце это будет около 300 млрд долларов. Это все равно как брать деньги взаймы, чтобы погасить кредит. Проблема в том, что процентные ставки на заемные средства растут, поэтому и наращивается сумма долга. Что может привести к прекращению закупок гособлигаций. Что повлечет за собой невозможность правительства рассчитаться с кредиторами. Круг замыкается. Чтобы удержать уже существующих кредиторов от требований возврата вложенных средств, США должно будет пойти на повышение процентных ставок, которые будет выплачивать держателям облигаций.
Сложно что-либо планировать, если в казне на октябрь осталось 35 млрд долл., в то время как предельный бюджетный лимит в размере 16,7 трлн. долл. был исчерпан еще в мае. Теперь госдолг официально может достигать 17 трлн. долл. а правительство отсрочило выплату по нему до 7 февраля 2014.