В теории выделяют три поколения моделей валютного кризиса. В моделях первого поколения все переменные являются детерминированными, а в качестве основной причины кризиса рассматривается истощение золотовалютных резервов страны. В моделях второго поколения важное внимание уделяется неопределенности, т.е. тому факту, что экономическая политика не является предопределенной, а зависит от текущих экономических условий. И, в моделях третьего поколения пристальное внимание уделяется эффекту заражения.
Рассмотрим эти три поколения моделей более подробно. Споры по проблеме кризисов платежного баланса развернулись после появления работы Кругмана (Krugman, 1979). Аналогичные модели получили название моделей кризисов первого поколения. В своей работе Кругман изложил гипотезу о том, что причиной кризисов является экономическая политика, а именно несовместимость между политикой поддержания фиксированного обменного курса и стимулирующей (фискальной или денежно-кредитной) внутренней экономической политикой (денежной экспансией). Кругман описал ситуацию, в которой при фиксированном обменном курсе расширение внутреннего кредита приводит к уменьшению международных резервов и в итоге к спекулятивной атаке на валюту. Эта атака мгновенно истощает резервы и вынуждает правительство отказаться от политики фиксированного курса. Таким образом, из модели Кругмана следует, что предкризисный период может сопровождаться постепенным уменьшением иностранных резервов, бюджетным дефицитом (фискальная экспансия) и резким увеличением кредита государственному и частному сектору (денежная экспансия).
Базовая модель валютного кризиса первого поколения – это модель небольшой страны, для которой выполнены условия паритета покупательной способности и паритета процентных ставок. В модели предполагается совершенное предвидение экономических агентов, а также то, что внутренние активы доступны на мировом рынке.
Определение эпизодов, которые можно назвать финансовой нестабильностью или кризисом, является само по себе непростой задачей. В частности, вполне логично считать финансовой нестабильностью банкротство нескольких финансовых институтов. Однако в некоторых обстоятельствах это может быть составной частью обычного рыночного взаимодействия, при котором прекращают функционировать убыточные фирмы, которые не смогли организовать эффективную деятельность. При других обстоятельствах банкротство одного финансового института может стать спусковым крючком финансового кризиса. Поэтому под финансовой нестабильностью или кризисом понимают такие проблемы в финансовой системе страны (или их совокупность), которые оказывают значительное негативное влияние на экономическую активность.
На протяжении многих лет все эпизоды серьезной финансовой нестабильности укладывались в три основных типа: банковские кризисы, валютные кризисы и кризисы на финансовых рынках (в том числе кризисы государственных финансов). Банковский кризис обычно связывают с неспособностью ряда банков исполнять свои обязательства либо с активным государственным вмешательством, направленным на предотвращение возникающих проблем. Под валютным кризисом понимается такая ситуация, при которой спекулятивная атака на валюту приводит к резкой девальвации национальной валюты либо при которой органы государственной власти пытаются предотвратить девальвацию путем продажи золотовалютных резервов или значительного повышения процентных ставок. Наконец, кризис на финансовом рынке заключается в увеличении волатильности цен на финансовые активы или их падении, связанном с изменением ожиданий инвесторов. Иногда данные типы кризисов могут происходить одновременно, что лишь усиливает их негативное влияние на экономику страны. В своей новейшей истории Россия сталкивалась со всеми тремя типами кризисов и на собственном опыте испытала их негативные последствия. Таким образом, финансовая нестабильность того или иного типа по определению является опасной и нежелательной для успешного экономического развития, и разработка методологии по заблаговременному ее выявлению является очень важной и актуальной проблемой.
Методология мониторинга финансовой стабильности, основана на качественном анализе динамики индикаторов – предвестников финансовой нестабильности. Однако хотелось бы также получить некоторые количественные индикаторы, которые бы существенно снизили субъективность оценки финансовой стабильности. Получению таких индикаторов это сложная задача, которая основывается на методах анализа индикаторов-предвестников, которые используются в мире для оценки финансовой стабильности.
Основные подходы к разработке индикаторов – предвестников финансовой нестабильности это только практический международный опыт. В проанализированных работах использовались разнообразные подходы для определения индикаторов – предвестников финансовой нестабильности. Однако в целом все исследования можно разделить на три группы в зависимости от методологии, которая применялась авторами для выбора наиболее эффективных индикаторов – предвестников финансового кризиса.
Качественный анализ. Данный подход предполагает графическое сопоставление динамики фундаментальных экономических показателей в период перед финансовым кризисом и в спокойном состоянии. В то же время при таком подходе возможен расчет некоторых статистических индикаторов, характеризующих динамику временных рядов индикаторов – предвестников финансовой нестабильности.
Эконометрическое моделирование. При таком подходе строятся регрессионные модели, позволяющие оценить взаимосвязь показателей с вероятностью финансового кризиса. Чаще всего авторы применяли logit- или probit-анализ, при котором строится регрессионная модель, отражающая зависимость вероятности финансового кризиса от ряда экономических индикаторов. Оценочная модель используется для прогнозирования вероятности финансового кризиса в будущем.
Непараметрические оценки. При данном подходе разрабатываются различные числовые характеристики, позволяющие заблаговременно выявлять уязвимость экономики перед финансовым кризисом. В рамках указанного подхода можно выделить два основных направления: построение граничных значений индикаторов – предвестников финансового кризиса на основе различных критериев, а также разработку сводных индексов финансовой стабильности.
Качественный анализ индикаторов делает попытку выявить переменные, которые могут служить в качестве «ранних предупреждающих сигналов». Однако неясно может ли динамика каких-либо экономических переменных предсказать кризисы обменных курсов, а также проанализировать, насколько сильно различается поведение различных индикаторов в посткризисном и докризисном периодах. Для изучения валютных кризисов был составлен список официальных объявлений о девальвации и ревальвации, переходе от фиксированного курса к плавающему, случаев, когда границы валютного коридора были расширены, и других значительных изменений в валютной политике в мире за 1959−1993 гг. Такие происшествия названы «событиями» рынка иностранной валюты, поскольку очевидно, что далеко не все такие эпизоды являются валютными кризисами. Использовались квартальные данные для двадцати развитых стран. Для поиска закономерностей в динамике экономических показателей графически изобразили поведение переменных во время различных кризисов и «событий» на валютном рынке. Каждый график иллюстрировал поведение той или иной переменной за два года до и после «события» или кризиса. Рассматривается динамика следующих переменных: изменение золотовалютных резервов; обменный курс; краткосрочная ставка процента; ставка рефинансирования центрального банка; изменение экспорта и импорта; отношение сальдо счета текущих операций платежного баланса к ВВП; отношение бюджетного дефицита к ВВП.
Вывод: за несколько кварталов до девальвации наблюдается снижение золотовалютных резервов, падение экспорта и рост импорта и, следовательно, увеличение дефицита счета текущих операций. После девальвации резервы, равно как и экспорт, восстанавливаются сравнительно быстро. В то же время импорт и счет текущих операций возвращаются к исходному значению чуть дольше. Кроме того, было обнаружено значительное увеличение реального эффективного обменного курса перед девальвацией. В странах накануне девальвации по сравнению со «спокойными» периодами был зафиксирован больший бюджетный дефицит, рост внутреннего кредита и предложения денег. Кроме того, в них наблюдались более высокие темпы инфляции и краткосрочные процентные ставки, причем процентные ставки после девальвации не снижались. На рынке труда как до, так и после девальвации наблюдалась повышенная безработица. А перед ревальвацией макроэкономические переменные ведут себя противоположным образом, хотя их поведение не так сильно отличается от нормального состояния.
В.В.Соболев
Южно-Российский государственный политехнический университет
Литература
1.Соболев В.В. Валютный дилинг на финансовых рынках/ Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2009. – 442 с.
2. Найман Э. Л. Малая энциклопедия трейдера. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 236 с.
3. Петерс Э. Фрактальный анализ финансовых рынков: Применение теории хаоса в инвестициях и экономике. – М.: Интернет-трейдинг, 2004. – 304 с.
4. http://www.aif.ru/money/article/64481
5. http://www.dissers.ru/books/1/2380-1.php