Похоже на то, что между рыночными регуляторами и крупными институциональными трейдерами разгорается новый конфликт. Дело в том, что совсем недавно в силу вступили новые законы, призванные ограничить некоторые рискованные торговые практики со стороны крупных банков США.
И хотя правило Волкера (названное так в честь Пола Волкера, бывшего председателя ФРС и финансового советника Обамы в период кризиса 2008 года) начнет действовать только 21-го июля 2015 года, банки и другие финансовые организации уже приступили к сокращению штата, закрывая те отделы, которые примут на себя удар изменений.
Законодатели начали работать над новыми правилами еще в начале глобального экономического кризиса. Они хотели быть уверены в том, что налогоплательщикам больше никогда не придется спасать (выкупать) банки из-за их пристрастия к очень рискованным торговым практикам. Банкиров необходимо было заставить провести четкую грань между оказанием банковских услуг клиентам и своей инвестиционной деятельностью.
И то, что началось как один небольшой параграф, предложенный Волкером в 2009 году, за 4 года переросло в 71-страниный талмуд, к которому еще прилагается 850 страниц пояснений. Именно этот документ и стал причиной вражды между регуляторами, банков с Уолл-стрит, Демократами и Республиканцами в Конгрессе.
И так как ФРС, Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, Комиссия по срочной фьючесной торговле сырьевыми товарами и Управление контролера денежного обращения (Министерства финансов США) единодушно проголосовали за внесение поправок в законодательство, банки и другие заинтересованные организации решили оспорить данные изменения в судебном порядке. Разногласия касаются трех основных пунктов:
1. Ограничение спекулятивной торговой деятельности банков.
Данная часть изменений нацелена на ограничение банковских инвестиций в частные акции, хедж фонды и фонды, занимающиеся инвестициями в сырьевые активы. Торговая палата США раскритиковала такое решение, утверждая, что это снизит рост и развитие мелкого и среднего бизнеса, замедляя процесс создания новых рабочих мест, так как бизнесу будет намного тяжелее привлекать средства. Торговая палата намерена оспорить данное положение в суде.
Тем временем, в правило Волкера уже были внесены некоторые поправки, предполагающие уступки в виде возможных исключений, касающихся инвестиций в частные акции, включая совместные предприятия, фонды, занимающиеся инвестиции в ценные бумаги, обеспеченные активами и другие организации.
Возможно, почуяв, что они почти проиграли в этой битве, некоторые крупные банки начали сокращать свои позиции, дабы привести их в соответствие с правилом трех процентов (не больше 3% капитала позволено выделять на инвестиции).
Только один лишь Goldman Sachs (NYSE: GS) вывел из данного сектора около полумиллиарда долларов.
2. Извлечение прибыли из маркетмейкерской деятельности.
Правило Волкера также направлено на то, чтобы наложить ограничение на маркетмейкерскую деятельность, когда банки выступают контрагентами по отношению к сделкам своих клиентов. Опять-таки, это очень спорное ограничение, так как они предоставляют вполне легитимные услуги даже в этом случае. Более того, без маркетмейкерских услуг ликвидность на многих рынках была бы намного ниже, а спреды – намного шире. Таким образом маркетмейкеры поддерживают необходимую ликвидность, что дает ценам относительную стабильность, а трейдерам – более выгодные торговые условия.
Тем не менее, банки зачастую злоупотребляют своим положением, играю против клиентов, заставляя цену двигаться в нужном им направлении, не выгодном клиентам.
Индустрия маркетмейкерства достаточно огромна и прибыльна! 5 крупнейший компаний с Уолл-стрит заработали около 44 миллиардов долларов. Один лишь JP Morgan (NYSE: JPM) заработал свыше 11 миллиардов из этой суммы. Тем не менее, трудно сказать, какая именно сумма была заработана в результате игры против клиентов.
В то же время, некоторые эксперты утверждают, что слишком серьезные ограничения в этой области могут повлечь за собой серьезное снижение ликвидности на многих финансовых рынках, что приведет к большой волатильности и нестабильности.
Последние поправки к правилу Волкера касаются именно этой проблемы. Они призваны ослабить некоторые из этих ограничений. Но маркетмейкеры обязаны будут вести свою деятельность таким образом, чтобы получать прибыль только за счет комиссионных и спредов, не отнимая у клиентов часть их законной прибыли.
3. Ограничения, касающиеся хеджирования.
Правило Волкера также ужесточает и уточняет хеджирование – когда длинная позиция по ценной бумаге балансируется встречной (короткой позицией) по этой же ценной бумаге или другой, связанной с ней.
Как вы знаете, за счет открытия встречных позиций хеджирование снижет риски или вовсе нивелирует их. Таким образом, маржа по совокупной позиции заметно снижается, позволяя владельцу данной позиции генерировать более высокие прибыли от дивидендов и других возможностей, но с использованием заметно меньшей части своего инвестиционного капитала.
Боле того, до недавнего времени понятие “хеджирование” было достаточно размытым, позволяя компаниям ссылаться на свои позиции как на хеджирование, тогда как на самом деле риск по ним был намного больше заявленого. Например, вспомним прошлогодний громкий случай с J.P. Morgan и его “лондонским китом” (названным так из-за беспрецедентных размеров), когда банк потерял свыше $6.2 миллиардов в сделках, которые подходили под старое определение хеджирующих позиций.
Согласно поправкам, банки обязаны в письменной форме конкретизировать, какие именно риски сокращает каждая хеджирующая сделка, и каким образом это достигается. Даже сам президент JP Morgan Джейми Даймон признался, что данные изменения в определении хеджирующих сделок позволили бы банку избежать столь крупных потерь, будь они приняты пару лет назад.
Битва еще не закончена
Тогда как многие эксперты уже высказывают свое одобрение по отношению к правилу Волкера, называя его прорывом или шагом вперед, они признают, что применение потребует дополнительных усилий, включая одобрение федеральных властей.
Многие из них не уверены, что данные меры на самом деле помогут банкам полностью избавиться от злоупотребления активами. Так, например, Джейми Даймон шутливо заметил, что к каждому трейдеру, работающему на банки, придется приставить психолога и адвоката, чтобы те следили, не натворит ли их клиент чего-нибудь незаконного.
И даже несмотря на тот факт, что их оппоненты считают, что нарушение правила Волкера достаточно легко обнаружить, реализация данного плана - это уже другая история. Она зависит от 5 регулирующих агентств, которые одобрили закон, но у каждого из них свое видение ситуации и свои поводы для беспокойств.
Тем временем, банки уже начала тратить миллионы долларов, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новым законодательством. Многие считают, что план обречен на провал. Как бы там ни было, ожидайте новых дебатов на этот счет в ближайшем будущем. И будьте осторожны, так как это уж точно не добавит рынкам уверенности.