Напряженная политическая обстановка, которая сейчас наблюдается в Украине, говорит о многом. Акции протеста образца 2013-2104 года не сопоставимы с уже имевшей место ранее в 2004 году Оранжевой революцией. Многие эксперты в медиа-бизнесе уже называют события на Майдане и улице Грушевского «происходящим вопреки всем законам логики». Массовая истерия, недоверие, отчаяние – это лишь эмоции, которые, без разумной мотивации и конкретной цели обречены на провал. Неразрешимое уравнение со множеством неизвестных. Однако протестные настроения не могут не сигнализировать о неблагополучном экономическом состоянии страны в целом, несмотря на оптимистические заверения представителей госструктур. Вкратце украинскую ситуацию, которая привела к масштабным акциям и многотысячным демонстрациям, можно охарактеризовать как «низы не могут, потому что верхи не дают». Во всяком случае, такого мнения сейчас придерживается большая половина населения страны. Более того, это заложено в украинском менталитете.
Есть ли у происходящего положительные моменты? Безусловно. Например, стрессоустойчивость граждан, которые, несмотря на политические сложности, не бегут в срочном порядке обменивать украинскую гривну на евро или доллары. Гривна опустилась уже более чем на 20 копеек в валютной корзине, однако ситуация все еще сохраняется в пределах стабильности. Но долго ли Нацбанку будет удаваться держать удар и сохранять лицо? Как долго сможет экономика страны развиваться за счет силы инерции? В этом и других вопросах разбирались аналитики Биржевого лидера.
На курс валют повлияют инвестиции
Большинство экспертов убеждены, что последствия событий, происходящих сейчас, проявят себя в дальнейшем. И дело даже не столько в противостоянии силовых структур и народных ополченцев. Дальновидные инвесторы оценивают наличие таких столкновений как индикатор крайнего проявления недостатков экономической системы страны. В последние годы эксперты констатировали бегство капитала из Украины в друге страны в виде прямых инвестиций или других инструментов. Декларация содействия улучшению инвестиционного климата в стране еще не является залогом успешных вложений. Что же касается НБУ, главный регулятор финансово-монетарной политики будет вынужден в ближайшем будущем осуществлять коррекцию курсообразования за счет искусственного стимулирования для поддержки необходимого курса инфляции. В основном – за счет интервенций на рынок валют. Однако, эти меры будут носить временный характер, а в дальнейшем тренду пророчат неуклонное снижение, поскольку из-за отсутствия инвестиций из-за рубежа НБУ будет вынужден расходовать заемные средства – в том числе и деньги, полученные от России. То есть – одни внешние долги будут погашены другими, более новыми. Внутренний же резерв не возрастет.
Политическая ситуация, полагают эксперты, является не прямой причиной, а косвенной в формировании курса гривны. Даже если снимется напряжение между властями и оппозицией, для девальвации нацвалюты будут продолжать существовать иные объективные причины. В ближайшее время инфляция будет находиться на ожидаемом прогнозируемом уровне. Если только не начнется массовый перевод гривневых депозитов в валютные. Иностранные эксперты полагают, что девальвация – не только закономерный, но и положительный шаг НБУ, который взял пример из международной практики. И, несмотря на меньшую зависимость от политических событий, нежели Таиланде (инфляция 3%), цена доллара 8,5 грн – вполне закономерна и логична в данный момент.
Капитал бежит, народ крепится
О чем стоит беспокоиться инвесторам – так это о сохранении капитала. Для этого им стоит выработать новые схемы его защиты. Ведь потеря ВВП неизменно скажется и на инвестируемых объектах. К примеру, Тунис в период революции утратил 4% своего ВВП. Не исключено, что в ближайшем будущем Украину ожидают не менее неприятные сюрпризы. Уже через три месяца станет понятно, сколько потеряла Украина благодаря дестабилизации политической ситуации: и по бегству капитала, и по выводу активов, и задержка выплат в валюте, и схлопывание кредитных портфелей. За счет стагнации на финансовом уровне затормозится производственный и промсектор, которые сейчас движутся по инерции. В цифрах это порядка 10-12 млрд долларов США, которые уходит из Украины, но возвращающаяся обратно сумма в 5-6 раз меньшая. На фоне такой обстановки вовсе неудивительно, что даже самые рисковые инвесторы готовы отдать свои активы почти даром – с 20% дисконтом.
Эксперты советуют не переживать по поводу украинских денег, поскольку падение затронет в первую очередь иностранные вложения. При условии, что в докризисные времена украинцы инвестировали за рубеж около 15 млрд долларов США в год (Кипр, Голландия и другие страны, относящиеся к традиционным и нетрадиционным оффшором) они являются инвесторами в иностранные экономики, а не наоборот. Даже несмотря на 10% рост кредитования, только 4-5% из них – нетехнические, то есть – такие, которые не используются в механизмах вывода капитала за рубеж. Самыми активными участниками процесса кредитования являются государственные банки и государственный сектор. Если исключить технические кредиты и госзаймы – прирост по части кредитования покажет ноль. Один из популярных ныне общественных деятелей Евгений Жилин (ОО «ОПЛОТ») сказал: «победителей там не будет». Это утверждение как нельзя более подходит к описанию последствий политического стресса для украинской экономики и финансовой ситуации. И главная трагедия не в том, что в Украине разуверились ее граждане, а в том, что в ней не уверены уже и те, кто до недавнего времени рассматривал ее как потенциального партнера для совместной экономической деятельности. Репутация играет основополагающую роль в современном бизнесе. Не зря настолько актуальны прогнозы ведущих рейтинговых агентств. Контроль за передвижением денежных объемов из неблагополучной страны будет несомненно усилен, особенно это будет касаться связанных с властями структур. Из-за этого возникнут задержки платежей. Это будет выгодно прежде всего банкам-посредникам, в которых будут «зависать» транзакционные средства. Вследствие этого банкам будет светить большая выгода, а вот предпринимателю придется вводить в оборот большее количество средств.
Украина – пересечение иностранных политических интересов
Главное – не допустить ситуации, которую в Америке назвали «кросс-дефолтом», согласно которому, кредитор из-за ошибки должника имеет право отозвать свой кредит в полном объеме. А это будет более серьезно, чем во времена Оранжевой революции, когда в банках в течение довольно длительного периода времени отсутствовала ликвидность.
Следует отметить, что финансовый рынок, как и рынок недвижимости, а также – искусства и предметов роскоши, относится к несовершенным. То есть он не стремится к достижению равновесия при наличии конкуренции. Здесь еще более высока вероятность монополизации в силу специфики. Поэтому государству очень сложно собственными силами влиять на ситуацию и регулировать отношения без вмешательства.
Финансовые активы на рынках либо вырастают либо падают. Именно на них инвесторы могут заработать с наибольшей вероятностью и процентами. Здесь главный инструмент разумного вкладчика – информация. Если он обладает настолько же достоверной и качественной информацией, что и продавец финпродуктов, значит ему обеспечен успех.
Поэтому если товарным рынкам комфортно живется в дерегулируемых рынках, финансовым наоборот необходимо присутствие руки НБУ на коротком расстоянии.
При негативном развитии политического сценария, развязывании военного конфликта с гибелью людей прогнозы страны неизменно ухудшатся, и это отбросит Украину в развитии не меньше, чем на 15 лет, поскольку инвестиции, пусть и в недостаточном объеме, но все же оздоравливали украинскую экономику. Если перекрыть и эти потоки – она не просто замедлится, но как и промсектор – полностью остановится. Поэтому вопрос с политической ситуацией необходимо решать в самые короткие сроки, чтобы не возникло прецедента для скачка в обратную сторону.
Еще одним негативным моментом является то, что дестабилизация Украины выгодна ее ближайшим соседям: Румынии и России, в которых из уст различных предствителей власти или СМИ прозвучали открытые призывы к военной интервенции на территорию Украины и в ответ на подобные заявления не последовало ноты протеста от официальной украинской дипломатической миссии. И немудрено: виной всему наша многовекторность: Румыния – это Евросоюз, а Россия – это самый недавний заемщик. Некоторые аналитики высказывают предположение, что румынские СМИ намеренно провоцируют украинские власти на реакцию, дабы доказать свою «прорусскую» ориентацию. Однако, президент и правительство выдерживают эффектную паузу вместо комментариев, дабы не нарушить хрупкое равновесие. Однако же, если учесть, что Румыния уже в течение 10 лет планомерно готовит часть украинских земель к захвату с помощью выдачи паспортов этническим румынам с двойным гражданством, ближайший сосед не остановится, когда ему прикажут сделать это надзиратели из Европарламента. Страна, находящаяся на грани раскола не может претендовать на устойчивую национальную валюту. Поэтому ради сохранения границ, властям, возможно, придется пойти на охлаждение отношений с Евросоюзом. Если только официальный Бухарест не прокомментирует радикальные выпады своих журналистов. Однако, негативными последствиями для рейтинга Украины могут обернуться и заявления Жириновского о вводе войск на территорию Украины. Ведь России также хочется в Евросоюз. И единственным препятствием на пути к желанному является Украина. Независимая, сильная, целостная. В стремлении соединить Евросоюз и Таможенный в Евразийский Путин уже сейчас имеет все ресурсы для того, чтобы совершить интервенцию в Украину. Поскольку «белорусский вариант» в силу множества причин не удался. Не произошло слияния капиталов и проникновения русских активов в украинскую среду в том объеме, который необходим для формирования лобби. А в это самое время волна революций, которую подобно маятнику раскачивает мировой гегемон в противостоянии с РФ, докатилась и до нашей страны. Главная задача США – не допустить слияния двух союзов и захлестнуть протестами российские территории. Ближайшая точка опоры – Украина, которая оказалась неожиданно податливой для внешних манипуляций. В силу отсутствия сильной политической оппозиции, которая могла бы себя противопоставить власти и которая бы имела авторитет у избирателей. Страна показала свое фиаско в подготовке грамотных политиков, менеджеров и управленцев высшего звена. По этой причине доверие народа теряется, поскольку его стремятся представить некомпетентные люди. Однако есть один положительный момент во всей этой ситуации.
Пока Украина сохранит свой статус крепкого «камня преткновения», она будет ликвидна на международной арене и ее рейтинг, в том числе и валютный, будет оцениваться на достойном уровне.